Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 108

Внешнее рабство попускается не только людьми, но и Богом, потому что ничто в этом мире не совершается без воли Божией. Вот почему человек не должен противоборствовать создавшемуся положению вещей, разумеется, если оно не идет в разрез с учением Христовым, не касается духовного устроения, подчиняемого только Богу Вседержителю, Который есть истинный Владыка и над рабами, и над господами. Немало людей стали христианскими святыми, будучи рабами или став пленниками, даже у нечестивых; с другой стороны, немало людей, будучи граждански свободными, явили мерзкую жизнь в порабощении разным порокам и страстям и погибли в своих грехах. Поэтому апостол указывает на различные смыслы понятий свобода и рабство. Можно быть рабом и в то же время свободным, можно быть свободным двояко, но можно быть и рабом двояко. Последний вариант явили своей жизнью многие наши соотечественники начала XX века, совершавшие революцию со страшными жертвами во имя свободы (как им представлялось), но не получившие в результате установления кровавой большевистской диктатуры ни свободы внешней, ни свободы внутренней, поскольку не там и не так они эту свободу искали.

В христианской же церковной общине хозяева и слуги, движимые страхом Божиим и братскими отношениями во Христе Господе, должны оказывать друг другу взаимное уважение, понимание и любовь. Ибо перед Богом все верующие равны и облечены одинаковым достоинством и честью. Отец наш Небесный не различает в общественном плане рабов и господ, ибо для Него все верные – суть возлюбленные чада Божии.

Таким образом, сегодня, благодаря строкам Апостольского чтения, мы понимаем, что человек бывает свободным от рабства только тогда, когда не потворствует собственным страстям и беззакониям, когда внутренне свободен от грехов. Внешнее же рабство общества, как показала и человеческая история, ограничено во времени и преходяще, стало быть, никакой силы и никакого значения перед Богом не имеет.

Человек, руководимый страхом Божиим, старательно служащий своему начальнику, пусть даже злому и несправедливому, заслуживает уважения и награды от Бога за то, что смиренно и терпеливо несет свой жизненный крест в полном понимании того, что ничто в этом мире без воли Божией не совершается.

Тот же, кто имеет господином своим собрата во Христе, тем более должен ревностно подвизаться в помощи начальствующему, не из раболепия, но как искренне любящий своего руководителя, видя в нем единоверца и служителя Божия. Господин же, имеющий слугою верного, то есть христианина, обязан относиться к нему с полным взаимопониманием, не возвышаясь своим общественным положением, но равно общаясь в любви и вере Христовой.

Страница 108