Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 105

Но слова эти, братья и сестры, можно взять и в более широком смысле, и тогда они касаются не только священнослужителей, но и мирян, всей нашей жизни, когда мы или сознательно, или сами не понимая того, становимся источником, причиной согрешений наших ближних, когда мы вводим в соблазн малодушных и сомневающихся, подаем дурной пример словом и делом.

Нет, и не может быть, христианства без внимания к внутренней жизни. Одно только внешнее благочестие никого из нас не спасет. Ибо мы лишь тогда истинно обретем Царство Божие, когда Бог будет царствовать над нашими делами, чувствами и намерениями и пребывать постоянно, когда душа покорится Господу и смирится пред Ним полностью, обретя отраду и духовную радость в таком подчинении и в ревностном послушании Ему.

Наша праведность должна исходить не от внешнего поведения, определяемого многими, порой нелишенными эгоистического начала причинами, но от внутреннего, глубинного состояния христианской любящей души, а это недостижимо без покаяния.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) мудро заметил: «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином».

А преподобный Макарий Египетский говорил: «Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесной приверженностью к Господу отличается от всех людей в мире новое творение – христианин».

И лишь только живя внимательно и искренне по-христиански внутри себя, мы сможем и на людях вести себя просто, искренне, смиренно и с христианским достоинством. И никого не станем соблазнять поступками или словами. Но и это дело непростое. Ибо, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Нужна великая сила, чтобы носить имя Христово. Тот, кто говорит, или делает, или имеет в мысли что-нибудь недостойное, – не носит Его имени и не имеет в себе Христа». Силу эту мы черпаем в благочестии. По словам святого Феофана Затворника, «Благочестием называет апостол жизнь в духе веры христианской».

Далее, в сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали буквально отеческие слова апостола Павла, который советует Тимофею не пренебрегать здоровьем, принимать меры для поддержания этого ценного Божественного дара: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Слова эти говорят о том, что Тимофей, соблюдая слишком строгие посты, часто сидя на одной только воде вместо пищи, истощил свой организм неумеренным воздержанием. Подобный же неосмотрительный аскетизм подорвал здоровье и святого Иоанна Златоуста в молодости, и некоторых других святых.

Страница 105