Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище: Свет Преображения - стр. 95

. То есть – человека, имеющего твердую веру, чистого, угодного Богу, живущего по заповедям Божиим.

Тело же грешника есть окрашенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27).

Праведность напоказ – всегда мертва, вернее, праведностью вовсе не является, поскольку осуществляется согласно тщеславным устремлениям, дабы выглядеть благочестиво не перед Богом, а перед другими людьми.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Быть гробом тому, в ком жил Христос и действовал Дух Святой, в ком совершилось столько тайн, – какое в самом деле бедствие! Какого плача и рыдания достойно то, когда члены Христовы делаются гробом, исполненным нечистоты! Подумай, что в городе не держат ни одного гроба с покойником; поэтому и тебе нельзя явиться во град небесный. Если это воспрещено здесь, то тем более там… Скажи мне: если бы кто везде носил с собою мертвое тело, разве все не отступили бы и не убежали от него? Так рассуждай и в настоящем случае. Ты же представляешь гораздо ужаснейшее зрелище: ты носишь всюду душу, умершую от грехов, душу, преданную гниению».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Казалось бы, Евангельское чтение, услышанное нами сегодня за Божественной Литургией, обличает только книжников и фарисеев. Почему же Святая Церковь предлагает его всем нам для поучения и назидания?

Мы как будто все делаем как надо – и в храм ходим, и посты соблюдаем, и милостыню подаем. Но при этом не расстаемся с грехами, осуждаем, многословим, копим гнев и зависть, не умеем любить и прощать. Внешним проявлением праведности занимаемся, а о внутреннем даже не радеем. Так чем же мы, получается, лучше иудейских книжников и фарисеев?

Еще святитель Василий Великий писал: «Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ».

В тяжком состоянии пребывают те, у которых на устах святость, а в душе греховная гниль, беззаконие и злоба.

Лицемерие тем страшно, что вводит в соблазн и искушение, извращая сущность самой веры: ложь выдавая за истину, обман за мудрость, порочную страсть за потребность души, развращенность за благоразумие.

Ужасно оказаться не в ладу с самим собой. Делать все не от души, а напоказ, на публику, и каждый раз ждать ответного эффекта, реакции внимающей толпы. Сначала лицемерным становится образ мыслей, потом и поведение, из которого истекает теперь не истина Божия, а соблазн для окружающих. Лицемер, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «…стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели».

Страница 95