Вечное сокровище: Свет Преображения - стр. 113
Вопрос о последних временах всегда волновал и волнует умы человеческие. Точно так же, как мы сейчас стараемся узнать и вычислить эти сроки, и ученики Христовы, пытаясь догадаться, вопрошали Божественного Учителя: «Скажи, когда это будет?» Спаситель отвечал: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36). Но перед концом этого мира наступят еще некоторые события, которым нельзя не свершиться. Это суть признаки конца мира, о которых верные обязаны знать. Вот на них-то и указывает нам Господь.
Во-первых, Он предрекает распространение Евангельской проповеди по всему миру, говоря: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Как пишет преподобный Иустин Попович, «Посему и уточнил Спаситель: во свидетельство всем народам. Значит, у всех народов будет вдоволь многочисленных свидетельств о Христе как Спасителе рода человеческого, и потому в день Суда ни у кого не будет оправдания своему неверию во Христа».
Во-вторых, Господь предсказывает наступление так называемой мерзости запустения: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, – говорит далее слово Божие. Мерзость запустения, по толкованиям отцов Церкви, означает идолопоклонство или почитание антихриста. Враг рода человеческого, князь беззакония, осмелится восстать против Бога и воссядет на месте святом. Тогда и наступит мерзость запустения, о которой говорил еще пророк Даниил: И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан. 9, 27).
Господь говорит, что как иудеи во время восстания 66–71 годов, так и люди в конце времен подвергнутся еще многим бедствиям. Трудности предстоят страшные: и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! (Мф. 24, 17–19).
Заметим, братья и сестры, что это описание применительно к концу времен некоторые отцы Церкви учат понимать образно.
Кровля дома есть завершение всего здания. Человек же, находящийся на кровле, является совершенным благодаря принятию благодати Святого Духа. Он не должен соблазняться пристрастиями временного греховного мира, спускаясь с достигнутой высоты к низменным интересам и потребностям плоти, дабы не упасть в пропасть небытия. Человек, находящийся на поле, занятый трудом, то есть исполнением заповедей Божиих, не должен возвращаться к суетным заботам повседневности и даже желать одежды для своего тела, состоящей из прежних грехов и искушений. Поле есть Церковь Христова. В ней много всего благого, величественного, разнообразного и совершенного. Величайшие христианские добродетели наполняют это цветущее поле, доставляющее радость Господу. Потому