Вечное сокровище: Свет Преображения - стр. 100
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Услышанное нами сегодня за Божественной Литургией Апостольское чтение дает возможность понять отличие Ветхого и Нового Заветов и осознать их преемственность. Ведь Новый Завет, принесенный Господом нашим Иисусом Христом, не только нов во временном смысле, но новшество его заключается также в смысловом отличии от Ветхого Завета.
В чем же суть этого отличия?
Ветхий Завет, закон Моисея, был записан; были запечатлены письменно и сам закон, и все те положения, которые образовались вокруг закона, толковали его. Основанием же Нового Завета служила и служит сила Животворящего Святого Духа.
Любой письменный документ, каким бы важным он ни был, по отношению к человеку является чем-то внешним, тогда как Божественная благодать, сила Духа Божия, действует и пребывает внутри нас, преобразуя, изменяя сердце и душу человека. А когда Дух Божий живет в душе, то не возникает даже простого желания нарушить закон. Потому, что тогда нами руководит исключительно Божественная воля.
Любой письменный закон способен изменить право, то есть дать обществу определенные, не нарушаемые – на данный момент – установки, по которым это общество должно жить и функционировать. Закон веры или Духа производит еще более глубокие изменения, потому что преобразует человеческую природу, созидая из грешников праведников, из атеистов и отрицателей Бога – святых угодников Божиих. Вот какова его непреложная сила и какова его значимость!
Мы уже говорили о том, что Ветхий Завет был беспощадным и строго карал за непослушание. Это было как бы соглашением с Богом, где Господь судья, а люди – подсудимые, не выполнившие договорных обязательств. И иудеи знали, что за нарушение закона они будут наказаны. То есть праведность держалась на страхе – на страхе перед Богом, на страхе физического наказания. Но ведь правдой было и то, что никто, как бы ни старался, не мог в точности соблюсти закон! Такова уж греховная человеческая природа: мы каемся, но все равно грешим. Однако у нас, в отличие от подчиненных Ветхого Завета, все-таки есть эта возможность покаяния. У них такого преимущества просто не было, и потому их жизнь становилась безысходной, безвыходной: как ни старайся, а все равно согрешишь. Согрешив же – получишь осуждение. По сути, Ветхий закон лишал людей надежды быть оправданными и прощенными Богом. Более того, он лишал самой жизни. Поскольку даже и в самих попытках соблюдать закон человек все равно ничего не заслуживал, кроме осуждения… И осуждение являлось для него духовным тупиком, фактической смертью. Древний закон только требовал, но был бессилен помочь в исполнении указанных предписаний. Из-за этого каждый человек, даже подвизающийся и старающийся, был в отчаянии от невозможности полного соблюдения Ветхого закона…