Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 75
Будем помнить мудрые слова преподобного Нила Синайского: «Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся». Будем же и мы, молясь, обращаться к Сему Солнцу Правды (Мал. 4, 2) и просвещаться Его Божественным Светом, ибо Ему подобает всякая слава во веки.
Аминь.
Слово 12. О вере и неверии
В пятницу восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
Лк. 4, 24
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня нашему вниманию Святая Церковь предлагает Евангельское чтение (см. Лк. 4, 22–30), рассказывающее о том, как не принят был Господь наш Иисус Христос в Своем родном городе Назарете, где вырос и жил почти тридцать лет до выхода на Свое общественное служение.
Когда Господь, проповедуя в синагоге, давал толкование на то, что пророчество Исаии уже сбылось на Нем, то вначале земляки дивились словам благодати, исходившим из уст Его. До них, конечно же, донеслись вести об удивительных чудесах, которые уже сотворил Иисус в других краях. Но они просто не могли в это поверить, вопрошая сами себя: не Иосифов ли это сын?
Серцеведец Господь видел сомнения, которые властвовали в душах назарян, уже готовых обвинить Его в богохульстве, а конкретнее – в присвоении Себе титула
Мессии – обетованного Пророками и потому ожидаемого иудеями Избавителя, Помазанника Божия. Вожди иудейские кипели злобой. А простые иудеи не принимали слово Божие, потому что не верили и не хотели слушать Божественную истину.
Ощущая все это, Господь сказал: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя!
Эта пословица была в то время распространена и означала, что врач, прежде чем лечить других людей, сначала должен на себе показать врачебное искусство. Если Христос – Мессия и пришел освободить избранный Богом народ, то должен совершить нечто сверхъестественное, что поможет обществу забыть Его скромное, а в глазах некоторых низкое происхождение. Жители Назарета размышляли так: сделай и здесь, в Твоем отечестве то, что, мы слышали, было в Капернауме. Очевидно, слухи о чудесах Господа в Капернауме немало будоражили их души. И они требовали чудесных доказательств, хотя звучащее слово Божие само было ярким доказательством Его Божественного происхождения для тех, кто имеет уши слышать (Мф. 11, 15). Но нет, – говорили они как бы так: «еще сотвори чудо; возвысь незначительный Назарет над богатым и знаменитым Капернаумом…»