Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 54
В догматическом – потому, что и в древности, и в Новое время находились такие еретики (как гностики и манихеи), которые учили, что Христос – хотя и Бог, но не истинный человек, и тело Его было призрачным. Такое еретическое мнение называется «докетизм» и пагубно тем, что, по сути, отвергает Боговоплощение, делает его призрачным. В нравственном отношении – потому что враг нападает на Христа, как некогда на Адама, первым своим соблазном – соблазном о пище. И если Адам, даже не будучи голоден, ради прельщения плодом с древа соблазнился, то Христос, даже претерпевая голод, нравственно устоял. Ведь, как пишет Климент Александрийский: Господь хотя и алкал, но «не истаевал гладом», то есть слабость телесных сил от отсутствия еды не приводила Его к ослаблению сил душевных и колебаниям Его твердой человеческой воли к добру. Почему так, в отличие от нас? Да потому что во Христе Его человечество было соединено в одной Ипостаси (можно сказать – в Одной Личности) с Божеством Бога Слова и Сам Он был не просто человек, но Воплощенный Бог, и об этом нельзя забывать. Его Божественная природа поддерживала и подкрепляла силы Его человеческой природы: и плоти, и души.
И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом (Лк. 4, 3). Так сатана искушал Господа земным соблазном. Тем, которому каждый день подвергаемся все мы, более думая о хлебе насущном, чем о Хлебе Жизни (Ин. 6, 33), спасении души и наследовании Царства Небесного.
А теперь, посмотрим, братья и сестры, как Господь поражает сатану. Он говорит: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (Лк. 4, 4). Сын Божий цитирует Священное Писание, приводя Моисеево изречение о манне небесной (см. Втор. 8, 3).
Затем враг решил искусить Господа любостяжанием: И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если поклонишься мне, то всё будет Твое (Лк. 4, 5–7).
Диавол искушал Господа, пообещав Ему земную власть и славу. Но разве на эту удочку мы не попадаемся? Разве нет людей, которые за почет и уважение общества, за карьерный рост и материальный достаток, за удовлетворение гордыни и тщеславных амбиций готовы, по сути, продать свою душу диаволу или пойти на тяжкие преступления? К сожалению, их очень много, таких людей, которые в суетном нашем мире, в жажде сиюминутных земных удовольствий, способны не только подобных себе людей, но даже Бога предать и тем самым кануть в безверие. Людей, готовых взять все от этой временной жизни, а потом… «хоть потоп»!