Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 36
Подчинение в Церкви имеет Божественный авторитет. Во-первых, вся тварь повинуется своему Творцу. По словам священномученика Климента Римского, «Небеса, по Его распоряжению движущиеся, в мире повинуются Ему: и день и ночь совершают определенное им течение, не препятствуя друг другу. Плодоносящая земля, по Его воле, в определенные времена производит изобильную пищу человекам, зверям и всем находящимся на ней животным, не замедляя и не изменяя ничего из предписанного им. Беспредельное море, по Его устроению совокупленное в большие водные массы, не выступает за положенные ему преграды, но делает так, как
Он повелел. Определенные ветры, каждый в свое время, беспрепятственно совершают свое служение. Наконец, малейшие животные мирно и согласно составляют сожительства между собою. Всему этому повелел быть в согласии и мире великий Создатель и Владыка всего». Человек получил одну-единственную заповедь в раю и не сохранил ее – заповедь о послушании.
Во-вторых, пример истинного послушания мы видим во Христе. Ведь Он по Своему человечеству будучи образом Божиим… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6, 8). Все святые повиновались Богу и Его велениям. Подчинение присутствует и в Церкви для лучшей ее деятельности и организации церковной жизни. Но апостол говорит нам также и о том, чтобы мы подчинялись друг другу, естественно в добром и спасительном.
Но между первенствующими греховного мира, общественными властителями и церковным начальством существует огромная разница. Тогда как вожди мира господствуют над подчиненными, начальствующие в Церкви самоотверженно служат православному народу. Ибо Господь наш говорит: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий (Лк. 22, 26). Христиане обязаны служить друг другу со всей искренностью и сердечной простотой.
Ведь по словам блаженного Феодорита Кирского, «…повиноваться должно не тем, которые повелевают жить беззаконно, но тем, которые живут благочестиво. И поскольку апостол изложил общий закон о подчинении, то предлагает уже советы, приличные особым группам людей».
Павел далее пишет: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 22–23). По той же святости, коей отличается союз Церкви и Христа, крепятся отношения между мужем и женой. Однако не всякое собрание людей именуется Церковью, но только то, главою которого является Господь. Также и не всякая семья знаменует собой по-настоящему христианский брачный союз, но лишь та, в которой приличествует подчинение жены мужу по заповедям Христовым и пламенеет любовь.