Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 35
Как пишет преп. Антиох Палестинский: «За все благодарите (1 Фес. 5, 18) – это всеобъемлющая заповедь… Мы за все должны благодарить, по апостолу, утешаемся ли или же скорбим. Ибо Промыслитель душ наших – Господь для пользы нашей наводит на нас скорби; и как опытный врач болезненные прижигания против недуга подает, чтобы человек стал здоров, и как любящий отец, когда видит своего сына безобразничающим, наказывает, когда же видит опечаленным или несчастным – утешает. Так поступает с нами и наш Благой Владыка и Отец, будучи чадолюбивым: все доставляет нам для нашей пользы – утешение ли или наказание. Посему мы должны в скорбях даже еще более [нежели в благоденствии] благодарить, как законнорожденные сыны, а не как незаконнорожденные».
Ведь в общем-то нет ничего удивительного, когда люди благодарят Создателя за то доброе, что от Него постоянно получают. Но только христианам свойственна добродетель благодарить Бога за то, что нам, по несовершенному нашему разумению, кажется неблагоприятным. Это – высшая форма благодарности, которой нас научил Господь. И как говорит далее тот же преп. Антиох, «так познается истинно благодарный, который и в величайших несчастьях воздает благодарение Господу». Примерами тому являются в Ветхом Завете Иов, пророк Давид и другие святые. «Признак же неблагодарного – недовольство в скорбях, ропот, мучение, самооправдание и тому подобное».
Но и из Нового Завета мы также можем привести множество увещаний к благодарению, например у святого апостола язычников: И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3, 17). Святой апостол не только призывал к этому других, но и сам так поступал: Посему и мы непрестанно благодарим Бога (1 Фес. 2, 13). Как же мы можем благодарить Бога? Прежде всего в молитве, посему будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4, 2). Но главный пример такого благодарения дал нам по Своему человечеству обращающийся в молитве Господь Иисус Христос: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф. 11, 25–26).
Далее апостол Павел призывает повиноваться друг другу в страхе Божием (Еф. 5, 21). Но что это значит?
Чтобы в Церкви Христовой был мир и согласие, царило взаимопонимание и все отношения строились на заповедях любви, нам должно со смирением относиться к ближним нашим.
Но в Церкви также существует и важное церковное понятие «иерархия», созданное еще в древности святым Дионисием Ареопагитом и обозначающее дословно «священноначалие», но которое может пониматься помимо послушания священноначалию и более широко. Ведь в Церкви важен священный чин, священный сан, иерархическое подчинение. Это в протестантизме господствует «церковная демократия», граничащая с анархией. Православная же Церковь всегда основывалась на иерархии как священноначалии и добровольном и усердном послушании ему ради Бога. Другая крайность – в Римском католицизме – с его абсолютным послушанием Римскому папе как якобы непогрешительному наместнику Христа на земле. Православие несовместимо с таким догматом, ибо безгрешными себя не объявляли даже святые. Такое устроение полностью отрицает собой соборность – единство в духе и гармоничную подчиненность поставленному начальству. По словам священно-мученика Климента Римского, «Так пусть будет здраво и все тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен дарованием Его».