Ватикан - стр. 18
Но Гумберт под независимостью государства понимал нечто иное: беспрекословное подчинение светской власти церковной. Это было единственно правильное решение дилеммы. Но идеи Гумберта нашли сочувствие только у некоторых епископов. И то только потому, что те не хотели больше оставаться в зависимости от императора.
Впоследствии реформа продолжилась, хотя и в несколько ином ключе. Главой реформистов стал Гильдебранд. Он и его сторонники избрали Папой Николая II, который должен был проводить в жизнь новую политику. Странно, но императорская партия, венчавшая Николая II на престол Папы, совершила несуразность. Она сама, должно быть в пылу борьбы, не заметила, как нарушила главный принцип независимости Церкви от государства.
Но эту несуразность можно объяснить. Ведь император не мог оставить Папу вне сферы светской власти. Если он помогал отделять Церковь, то только потому, что это было просто выгодно ему самому. Гильдебранд был фактическим правителем на папском престоле при Николае II. Он же и осуществил первую серьезную реформу, результаты которой дошли до наших дней. Право избрания Пап отныне закреплялось за коллегией кардиналов, епископов ряда главных церквей Рима. Собрание кардиналов стало называться конклавом.
Папа Григорий VIII стал родоначальником папской финансовой политики более позднего периода. В деньгах он видел не смысл жизни, а средство достижения цели. Он, по примеру своих предшественников, тратил большие деньги на содержание войска и утверждал, что необходимо военным путем избавляться от покровительства света. А значит, всякие притязания аристократии на церкви и их представителей должны быть прекращены. Идеалом Григория VIII была независимая от государства Церковь. Особенно много от этой независимости ожидали в Германии, ведь она означала освобождение от вековой политической подчиненности.
Хотя германские императоры положили начало весьма полезной традиции дарения церквям и храмам земель, на первых порах дарственные записи сообщали только о доходах. Постепенно епископ вытеснял графа, а епископская область превращалась в судебный округ. Император Оттон III назвал ее новым именем – regimen, то есть государственное управление. Затем такие земли стали называться княжествами. Так образовывались монастырские и другие духовные владения.
Епископ теперь превратился в императорского вассала. А когда он начинал исполнять свои обязанности, светский монарх вручал ему посох, который был символом власти в духовном мире. За этой церемонией закрепилось название инвеституры. Тот, кто получал посох, становился владельцем определенных земель. Церемония символизировала и отражала реальные владения и реальную земную власть духовных лиц. Кроме посоха, император вручал духовному лицу кольцо, и епископ принимал присягу верности.