Вахтанговская театральная школа. От 30-х годов XX века до наших дней - стр. 2
и тайный разбой, славившем дружбу, любовь и верность.»
…В Щукинское училище Йосиф Матвеевич пришёл достаточно поздно – в 1953 году. Как художественный руководитель выпустил два великолепных курса. Опять-таки, простое перечисление его учеников говорит само за себя…
В 1958 году из стен Вахтанговской школы вышли: Вячеслав Шалевич, Василий Ливанов, Лилия Алешникова, Кюна Игнатова, Валерия Разинкова, Дмитрий Гошев, замечательный чтец Вадим Маратов и удивительные педагоги-щукинцы Марина Пантелеева и Альберт Буров…
А в 1962 году на курсе Й. М. Рапопорта получили дипломы: Ольга Яковлева, Андрей Миронов, Виктория Лепко, Николай Волков, Юрий Волынцев, Михаил Воронцов, Валентина Шарыкина, режиссёр Юрий Мочалов…
Свою «теорию актёрского мастерства» Й. М. Рапопорт создавал параллельно с аналогичной работой Б. Е. Захавы, книга которого «Мастерство актера и режиссера» была впервые издана в 1963 году (в 30-е годы Борис Захава разрабатывал и публиковал отдельные положения своего главного теоретического труда…).
Работа Й. М. Рапопорта, как и книга Б. Е. Захавы, строится на учении К. С. Станиславского, – в той интерпретации, которую взял за основу своей педагогической работы Евгений Вахтангов.
«Мастерство актера» отличается замечательной ясностью и конкретностью формулировок, предельной определенностью критериев, которые автор выдвигает для оценки всего, что совершается в учебном процессе. Й. М. Рапопорт проходит вместе со своими воображаемыми воспитанниками все элементы актерской техники: от сценического внимания до работы над образом в классической пьесе. Его повествование отличается одновременно доброжелательностью и требовательностью, бесконечным терпением и бескомпромиссной принципиальностью.
Думается, что знакомство с этой работой Й. М. Рапопорта принесёт большую пользу театральным профессионалам: актёрам, режиссёрам и педагогам, – независимо от того, каким собственным опытом они располагают. Книга будет интересна и зелёным студентам, и маститым мастерам…
Во второй части сборника помещены учебно-методические пособия педагогов Вахтанговской школы (Театральный институт имени Бориса Щукина), работающих в славном вузе в наше время (10-20-е годы XXI века).
Тут и работы практические, опирающиеся на собственный творческий опыт («История одного спектакля» А. Л. Дубровской и К. Н. Балакирева) и предложения новаторские, продвигающие методику школы в сторону итальянской «Комедии Дель Арте» («Работа с нейтральной маской» А. А. Коручекова) или внедряющие в щукинскую практику приемы, разработанные Михаилом Чеховым