Вахтанговская театральная школа. От 30-х годов XX века до наших дней - стр. 1
The collection “The Vakhtangov Theater School. Since the 1930s to the present day” continues the story about the creative principles of the Vakhtangov theater school – a bright, diverse and constantly evolving phenomenon. In the first part of the collection, the fundamental classical “The Work of an Actor” by Joseph Rapoport, which has not been published since 1940, is offered to readers. The second part includes articles by currently working teachers of the Boris Shchukin Theater Institute on a variety of topics: from the history of the national studios of the Shchukin University to the latest experiments of the School in areas related to the Teaching of Mikhail Chekhov and the work of students in the laws of the Italian commedia dell’arte.
The collection is addressed primarily to the practitioners of the theater – actors, directors and teachers, but it may also interest amateurs, the connoisseurs of a theater art.
В оформлении обложки использован эскиз декорации к 7-й картине «Принцессы Турандот» И. Нивинского
© Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2021
© П. Е. Любимцев (составление), коллектив авторов, 2021
© Театральный институт им. Бориса Щукина, 2021
© Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», художественное оформление, 2021
Предисловие
В первой части сборника учебно-методических пособий, предлагаемого ныне вниманию читателей, вновь публикуется фундаментальная работа одного из крупнейших педагогов Вахтанговской театральной школы, – «Работа актера» Йосифа Матвеевича Рапопорта. Эта великолепная книга была написана в середине 30-х годов прошлого столетия и в последний раз печаталась в 1940 году.
Творческий путь Йосифа Матвеевича Рапопорта был одновременно блестящ и… непрост.
Он начинал в Шаляпинской студии, организованной в 1918 году. Этот коллектив, работавший под опекой Федора Ивановича Шаляпина, не стал впоследствии театром, но сыграл, тем не менее, значительную роль в истории Российского сценического искусства XX века.
Достаточно перечислить тех, кто начинал в Шаляпинской студии, занимавшей часть дома № 15 по Большому Николопесковскому переулку (теперь это здание принадлежит Театральному институту имени Бориса Щукина). Итак: Рубен Симонов, Андрей Лобанов, Осип Абдулов, Ольга Андровская, Михаил Астангов…
Именно в Шаляпинской студии произошла встреча юного Й. М. Рапопорта с Евгением Багратионовичем Вахтанговым, которого в то время «разрывали на части» чуть ли не восемь московских театральных групп.
Гений Вахтангова ярко осветил путь всех, кто с ним работал, и в частности, – Рапопорта. Но в студию имени Вахтангова Йосиф Матвеевич пришёл уже после кончины Евгения Багратионовича, – в 1924 году.
В театре имени Вахтангова Рапопорт стал одним из ведущих характерных актеров (к примеру, легендой был его Филька-анархист из «Интервенции»), серьёзным и глубоким режиссёром…
А в Вахтанговской школе середины 20-х годов (ещё не носившей имя Б. В. Щукина) Йосиф Матвеевич начал свой преподавательский путь…
Но «стеснён вахтанговскими рамками» Й. М. Рапопорт не был! И «география» его режиссёрских и педагогических работ оказалась весьма широкой.
Свой первый спектакль он выпустил на сцене Армянской студии («Пэппо» Г. Сундукяна; 1925 год).
Затем успешно ставил в Центральном Детском театре и в Московской оперетте, а преподавал – во ВГИКе, в Студии при театре Оперетты, в ГИТИСе – на факультете музыкальной режиссуры…
Будучи убежденным правоверным вахтанговцем (это явствует и из его книги «Работа актера»!) Рапопорт в своём родном доме оказался «несколько в тени». Из его постановок только шекспировская комедия «Много шума из ничего» была оценена по достоинству (спектакль прожил долгую и счастливую жизнь и был сыгран несколько сотен раз и экранизирован). Критик Вадим Гаевский писал: «Не только легкомыслия, но и мужества потребовало вахтанговское «Ля-ля., ляля… ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля» (на музыку Тихона Хренникова), пропетое зимой 1937 года на веселом спектакле «Много шума из ничего», обличавшем доносы