Размер шрифта
-
+

В тени меча. Возникновение ислама и борьба за Арабскую империю - стр. 71

. Но это не помешало его преемникам страстно желать и того и другого. Напряженные отношения между равви и экзилархами длились годами, и когда последние наконец исчезли со сцены, мудрецы Суры и Пумбедиты, не сомневаясь, заняли образовавшуюся брешь. Они продолжали трудиться над Талмудом, но также, продемонстрировав нешуточную уверенность в себе, навязывали его требования еврейскому народу. Контролировать надо было всех – от высокородной знати до грязного нищего. Правда, раввины не могли, как мобеды, опираться на царскую поддержку или, как маздакиты, на вооруженный мятеж. Не могли они также, если желали захватить командные высоты в своем обществе, ограничиться ведением дел в судах или поддерживать связь с имперскими чиновниками. Господь дал им силу, которую следовало использовать. Только одна дорога приведет их к управлению еврейским народом: раввины должны были стать не функционерами и даже не судьями, а живыми образцами святости.

Тот, кто выполняет учения мудрецов, достоин называться святым>108. Когда-то даже на такой земле, уважающей ученость, как Месопотамия, эта максима была отвергнута многими евреями, посчитавшими ее красивой выдумкой. Но по мере того, как главы иешивы отвечали на конвульсии века внешним пренебрежением и внутренней уверенностью, они привлекли на свою сторону много последователей. У раввинов не было мечей, шелковых одежд и кольчуг для коней, но тем не менее они оказались сильны. Беременные женщины желали, чтобы их еще не рожденные сыновья прониклись духом святости и учености, и потому бродили вокруг Суры и Пумбедиты. Широко распространилось убеждение, что даже слепому раввину, если над ним кто-то станет насмехаться, достаточно направить взгляд своих невидящих глаз на обидчика, и тот сразу превратится в груду костей>109. Постепенно все слои еврейского общества в Месопотамии согласились с оправданностью претензий раввинов на то, что волю Бога можно познать только через их учения. Тора, открытая благодарному народу во всей доселе неожиданной сложности и подробностях, теперь начала выполнять свою изначальную задачу: формирования из каждого еврея раввина.

Когда придет Мессия, каждая виноградная лоза даст тридцать полных мер вина>110, каждая женщина произведет на свет ребенка>111. Но до того, как наступит этот счастливый век, у раввина Месопотамии была еще одна причина радоваться завоеванию сердец и умов евреев. В Талмуде написано, что в начале времен Бог обратился ко всем народам мира, предлагая каждому по очереди Тору, но все отказались ее принять

Страница 71