Размер шрифта
-
+

В тени меча. Возникновение ислама и борьба за Арабскую империю - стр. 73

. Оно уже более половины тысячелетия владело Иерусалимом и Землей обетованной и навлекло на еврейский народ множество страданий. Однако теперь, спустя пять столетий после рождения Иисуса, у евреев появился новый повод опасаться власти и могущества римлян. Цезари, которые раньше, как и цари Вавилона, возводили храмы бесчисленным демонам, теперь принялись закрывать их, но только для того, чтобы заменить их даже более страшным культом. Римляне решили посвятить себя самому угрожающему фальшивому идолу из всех ранее существовавших. Они называли его Христос – по-гречески это значит «Мессия».

Да, во дворце цезаря стали поклоняться Иисусу. Теперь не только евреи верили, что избраны единственным Богом. Римляне, владения которых были намного больше и богаче, чем у персов, по всей своей империи распространили убеждение, что Иисус действительно царствовал на небесах. Корни этой уверенности уходили в глубокую древность: они были старше, чем написанный Талмуд, старше, чем сам Иисус. Да, римляне обратились в веру в Христа, да и во всем мире она имела заметную римскую окраску.

Одна империя, один Бог: потребовалось тысячелетие, чтобы это сочетание стало казаться естественным.

Глава 3

Новый Рим

Опирающиеся на руины

Римляне, никогда не страдавшие от ложной скромности, точно знали, что своим величием в значительной мере обязаны небесам. Учитывая масштаб их достижений, иначе и быть не могло. Намек на помощь свыше всегда витал рядом с Римом, стремительно восходящим к мировому господству. Когда город был только основан – за семь с половиной веков до рождения Христа, он был всего лишь скоплением незначительных поселений земледельцев и скотоводов, беспорядочно разбросанных по семи холмам в дальнем уголке Италии. Спустя тысячелетие, когда царский дом Сасанидов начал делать первые шаги к мировому господству, зона римского влияния простиралась от ледяных берегов северного океана до африканских пустынь. Как могло случиться, что один-единственный город превратился в хозяина мира? Сами римляне никогда не сомневались в ответе. Раз небеса благоволят к ним, значит, они самый богобоязненный из всех народов. Вот они и утверждали, что обязаны своим могуществом и благочестию, и силе оружия>1.



Все же римляне, хотя и пользовались явной поддержкой свыше, так и не сумели избавиться от терзавшего их комплекса неполноценности. Если их завоевания на Западе – в Испании, Галлии и Британии – принесли им господство над племенами, которых они могли выбросить из головы, как варваров, на Востоке была совсем другая история. Там, на территориях, которыми управляли Кир и Александр, существовали цивилизации, по сравнению с которыми римляне не могли не чувствовать себя выскочками. В особенности это касалось изобретателей дорических колонн и гипотенузы, философии и кулинарной книги – народа, который по праву мог считаться средоточием изощренности и искушенности – греков. Римляне, не считавшие себя провинциалами, никогда открыто не признавали их культурного превосходства, хотя не могли его не чувствовать. Они убеждали себя, что, в конце концов, именно они покорили греков, а не наоборот. Поэтому, как бы им ни нравилось похваляться в письмах и беседах знакомством с трудами Платона, они никогда не забывали обычаи собственных предков, которые помогли им достичь величия. Даже сами греки, размышляя о феноменальном успехе римлян, соглашались с этим. Их государство, утверждал Посидоний, знаменитый эрудит, умерший за пятьдесят лет до рождения Христа, основано не только на людских ресурсах, но и на традициях

Страница 73