В тени меча. Возникновение ислама и борьба за Арабскую империю - стр. 32
И когда мы это сделаем, оказывается, что ландшафт, по которому скакали на своих конях первые арабские завоеватели, ничем не отличается от любого другого в бывшей Римской империи. Эти ландшафты отмечены сейсмическим шоком краха супердержавы, отчаянной борьбой жителей прежних провинций за новую жизнь и безопасность, за себя и ограблением иностранных захватчиков, говорящих на странных языках и поклоняющихся чужим богам. Арабское завоевание бывших римских провинций, таких как Палестина и Сирия, продемонстрировало, что гигантская волна, уже поглотившая западную часть империи, теперь подступила к ее восточным владениям.
«Я взял у тебя в Гераклеополе шестьдесят пять овец. Повторяю, шестьдесят пять и не больше, и в признание этого факта мы составили настоящее подтверждение»>76, – это расписка командира арабского военного отряда, выданная в 642 г. «отцам города» Гераклеополя – тихой заводи, которая еще двумя годами ранее была частью римской провинции Египта. Прочный сплав грабежа и бюрократии, содержащийся в документе, был характерен и для других покинутых провинций в Северной Африке и Испании, Италии или Галлии. Римская империя развалилась навсегда. И главной чертой эпохи развала стал компромисс с новыми сюзеренами-варварами.
Несомненно, арабы, ворвавшиеся в Гераклеополь, были людьми выдержанными. Они скрупулезно датировали свою сделку с отцами города по-гречески как «тридцатое месяца фармути первого идикта» и на своем языке как «год двадцать два». Для нас, имеющих возможность взглянуть на события того времени с большого расстояния, важной представляется последняя деталь. Здесь мы имеем самое раннее упоминание в сохранившемся датированном документе того, что впоследствии станет мусульманским календарем. Понятно, что не только желание полакомиться бараниной привело арабов в Гераклеополь. Но что? Вероятно, ощущение некоего нового начала, нового порядка. Были или нет их верования и стремления близки к тому, что мы сегодня называем исламом, не ясно. Интересно, например, что завоеватели названы на обратной стороне расписки не мусульманами, а более таинственным именем – Magaritai. Что это может означать, как это связать с незнакомой датировкой пришельцев и есть ли во всем этом некое новое понимание Бога, из документа не ясно. Более понятны мотивы тех, у кого вымогали домашний скот, – отцов города. Как еще могли они сохранить статус-кво? Только приспособившись к непрошеным гостям. Конечно, из прошлого многое следует отбросить как ненужное, но многое и следует восстановить. Ту землю, что двести лет назад была западной частью империи на руинах которой были основаны царства варваров, все еще посещали призраки римского порядка. На востоке тоже, судя по расписке из Гераклеополя, старый порядок не изменился в одночасье, уступив место новому. Его наследие осталось.