В пути к себе, или А что если? - стр. 11
3. Происходит замена детских страхов на нынешние.
На первый взгляд кажется, что все не так и страшно, да? Это жизнь, детка! Но на самом деле все намного сложнее. В некоторых случаях тревожность перерастает в более серьезные психологические проблемы, такие как дезориентация, панические атаки, различного рода мании. И в этих проявлениях внутренние состояния выплескиваются физическими проявлениями (затрудненное дыхание; повышенный пульс; ощущение сдавленности в груди; боль в сердце; головная боль; головокружение; дрожь; общая слабость; повышенное потоотделение; тошнота; боли в желудке; онемение конечностей; нарушение терморегуляции) и все эти симптомы – предвестники чувства страха.
Для более комфортного восприятия дальнейшей информации, хочу напомнить вам про всем известного дедушку Фрейда. Если вы помните, то у него есть теория «трех составляющих личности». Фрейд утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Суперэго). Мы не будем углубляться в эту теорию и рассмотрим ее немного с другой стороны. Теория соответствует тому рассказу, который мы будем вести в разрезе получаемого опыта. В настоящий момент нас интересует грань под названием «Эго». Это грань отвечает за сознание человека и соответствует центральной нервной системе (ЦНС) в целом и головному мозгу, в частности. Предлагаю сейчас окунуться в систему работы нашего «пункта управления» – мозга.
Наш мозг – такой же компьютер, только биологический. Принцип работы и функционал – такие же. Его главная функция – обработка информации, поступающей по нервным окончаниям, а также выстраивание логических цепочек по системе минимизации трудозатрат. С аналитическими и логическими функциями, наверное, все понятно и данные процессы описывать нет смысла, а вот на способности мозга оптимизировать свои трудозатраты стоит остановиться и познакомиться с ней поближе.
Для наглядного просмотра работы мозга очень хорошо подходит американский фильм «Клик. С пультом по жизни». Главный герой фильма Майкл Ньюман (Адам Сандлер) так увлекся зарабатыванием денег для благополучия семейства, что не заметил, как семья ушла на второй план. Факт, что жена и дети мешают ему заботиться о семье, это, конечно, такой же бред, как сапожник без сапог. Подсознательно Майкл это понимает. Ключевое слово: подсознательно, так как мозг блокирует эту информацию. Это происходит потому, что при выборе между семьей и работой, наш герой всегда выбирал второе. Мозг запоминает этот выбор как предпочтительный и принимает решение за героя. Это происходит на уровне автоматизма, так же как мы можем идти в состоянии опьянения «на автопилоте». Но страх объяснения возникает тоже автоматически, это свойство нашей психики. Потакая страху выяснения отношений, герой ищет способ их избежать. В этот момент возникает Морти, который дарит отцу семейства волшебный пульт. Майкл так увлекается этой удобной вещицей, что теряет свою жизнь, ведь в момент перемотки он становиться бессознательным манекеном. Он пару раз сознательно прокручивает три эпизода своей жизни, а на третий и последующий разы пульт (в нашем случае – мозг) делает это уже самостоятельно.