Размер шрифта
-
+

В пути к себе, или А что если? - стр. 13

С самого детства мы сталкиваемся с этим чувством, как только начинаем познавать мир. Нам даже читают о том, как «у страха глаза велики». Мне вспоминается произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» из цикла «Сказки для детей изрядного возраста»:

«Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадешь! – и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят – он будет моцион делать, а днем – станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

Я думаю, многие помнят, что Салтыков-Щедрин в своих сказках обличал общество того времени. И у каждого персонажа в сказке был свой прототип в реальной жизни. В этом отрывке очень наглядно показано, как пискарь отрекается от собственной жизни и даже готов отказаться от еды, оказавшись полностью во власти страха за свою жизнь. Это короткий и емкий пример никчемного существования: сохранения жизни из страха быть съеденным. Процитированный кусочек сказки говорит, как можно собственными руками (носом и плавниками) обречь себя на одиночество и бессмысленность существования.

Хочется привести еще один яркий пример, на этот раз из детского стихотворения, повествующего о том, как страх влияет уже не на отдельного человека, а на целое общество. Я говорю о стихотворении Корнея Ивановича Чуковского «Тараканище»:

«Он рычит, и кричит,


И усами шевелит:


«Погодите, не спешите,


Я вас мигом проглочу!


Проглочу, проглочу, не помилую».

Звери задрожали,


В обморок упали.

Волки от испуга


Скушали друг друга.

Бедный крокодил


Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,


Так и села на ежа».


Печальная картина, согласны? В детстве слушая это стихотворение, лично мне и в голову не приходило, насколько ужасны могут быть последствия бахвальства маленького таракана. Как думаете, почему? Возможно, это стихотворение стоит читать в более зрелом, осознанном возрасте? Между тем, это всего лишь детское стихотворение, а не жизненные реалии.

Страница 13