В помощь учителю рисования при подготовке к уроку - стр. 27
Рисовать – значит видеть пропорции.
Н. Н. Ге
Вряд ли можно встретить человека, который не знал бы и ни разу не видел произведения Андрея Рублева «Троица». Эта икона знакома всем с детства. Изображенные на ней три образа как бы говорят нам о дружбе, любви и согласии, дают веру в лучшее и возвращают в старину.
О создателе «Троицы» известно очень мало, т. к. он жил шесть столетий назад, во времена частых монголо-татарских набегов. Ученые-библиографы выдвигают различные версии о его жизни. Одни утверждают, что Рублев – это не настоящая фамилия художника, а всего лишь его прозвище, данное по месту рождения, деревни Рублево близ Москвы-реки. Другие считают, что художник начал свой путь как иконописец в городе Старице Тверской губернии и почти до 40 лет проработал в мастерской великокняжеского двора, где его работа заключалась в написании икон и внутреннего интерьера церквей. Третьи уверены, что свои юные годы Рублев коротал в Троице-Сергиевой лавре. Когда же достиг совершеннолетия, постригся в монахи. К концу жизни ему удалось продвинуться по этой линии и стать иноком Андроникова монастыря.
Кто прав в своей версии, определить сложно, уж слишком мало упоминаний о художнике дошло до наших дней. В любом случае, совершенно ясно, что всю свою жизнь Рублев занимался написанием икон, украшал стены храмов и церквей (Успенский собор во Владимире, Троице-Сергиеву лавру, Благовещенский собор Московского кремля). На его счету роспись самых известных храмов Московской Руси.
Не вызывает сомнений также и его дружба с такими художниками, как Феофан Грек, Прохор и Даниил Горные, очень известными в свое время иконописцами. Черты их творчества, под влиянием которого развивался Рублев, заметны во многих его произведениях. Вместе с двумя из этих учителей (Феофаном и Прохором) Андрей создавал украшение интерьера Благовещенского собора Московского кремля, где их труды были большей частью уничтожены во время пожара.
Рублев мечтал сделать жизнь людей счастливее, а потому во всех его работах чувствуется душевная теплота, надежда на светлое будущее. Его «учителями» были иконы старых мастеров, которые он часами рассматривал, стараясь прочувствовать их, понять мечты и надежды, запечатленные художниками. Но уже тогда Рублев начал понимать, что живопись требует развития и что скоро художники смогут писать лица людей гораздо свободнее и совершенно иначе, чем в его времена. Самому же ему мирские сюжеты пока еще не были свойственны, хотя начинало уже прослеживаться соприкосновение с реальностью, выражавшееся в первую очередь в том, что художник делил в иконах добро и зло и подчеркивал это при помощи цветовой гаммы.