В помощь учителю рисования при подготовке к уроку - стр. 22
Применение материала
Знакомство учащихся с первыми художественными материалами и искусством живописи в произведениях древних мастеров лучше всего проводить на вводном занятии. Это позволит не только заинтересовать уроками, сконцентрировать внимание школьников, только что вернувшихся с летних каникул, на материале, но и настроить их на дальнейшую работу. Кроме этого, дети получат знания о первых красках и изобразительных материалах, что поможет им при дальнейшей работе.
Проведение беседы с учащимися
Проведение беседы при изучении этого материала лучше всего начать с опроса учащихся о том, какие натуральные краски используют их мамы при необходимости подкрасить выпеченные изделия, крем, пасхальные яйца и каким образом они это делают? Этот ход привлечет учеников к беседе, заинтересует будущей темой и заданием. Чтобы слегка разнообразить урок, во время беседы можно привести небольшой рассказ о том, как были обнаружены человеком те или иные краски, какие соки растений русичи использовали в качестве косметики. Детям наверняка будет интересно узнать, что сажей женщины рисовали брови, свеклой подкрашивали щеки и губы. К следующему уроку им можно дать задание расспросить своих бабушек и дедушек о том, какие соки растений и как они использовали в молодости.
2. Иконопись как фундамент изобразительного искусства в России Традиция иконописи и символика цвета
Цвет – материал живописи: цвета в своем уединении плачут и смеются, мечтают о счастье, о любви, они поют волшебные хоралы, они оживают и умирают.
Эмиль Нольде
Уже давно люди стали ассоциировать цвета с различными состояниями природы (весна – зеленые, осень – желтые), настроением, состоянием души (горечь и печаль – черные, радость – нежно-голубые и розовые). То, что цвет оказывает разностороннее влияние, ни у кого не вызывает сомнений. Каждый знает, что если долго любоваться желтым цветом, то в душе зарождается беспокойство, зеленый же, напротив, успокаивает и расслабляет, красный будоражит кровь и возбуждает. Не только любой цвет, но и его оттенок несет определенную смысловую нагрузку.
Если опросить какое-то число людей, задавая им вопрос, какой цвет был самым известным более длительное время, чем другие, то все их ответы будут приблизительно одинаковыми: золотой – как цвет роскоши и богатства, красный – как цвет славы и силы, черный – как неоспоримая классика и постоянна тайна. На самом же деле таким цветом является голубой. Именно он привлекает к себе взоры мечтателей, любующихся небесным простором, очаровывает художников своими возможностями. Под действием связанных с ним ассоциаций в России появляются целые организации любителей искусства. Их названия говорят сами за себя: «Голубая роза» (художественное объединение), «Синий всадник» (группа любителей холодных оттенков). Да и само творчество во времена Пикассо очень сильно поддается влиянию охватившего художников «голубого периода».