В поисках великого может быть - стр. 63
Чистилище включает в себя семь кругов, по числу семи библейских смертных грехов. Когда Данте достигает четвертого, срединного круга, здесь, на половине пути, Вергилий объясняет ему такую структуру. В основе человеческого поведения лежит любовь:
94 Природная не может погрешать;
Вторая может целью ошибиться,
Не в меру скудной иль чрезмерной стать.
97 Пока она к высокому стремится,
А в низком за предел не перешла,
Дурным усладам нет причин родиться;
100 Но где она идёт стезею зла
Иль блага жаждет слишком или мало,
Там тварь завет творца не соблюла.
103 Отсюда ясно, что любовь – начало
Как всякого похвального плода,
Так и всего, за что карать пристало.
106 А так как взор любви склонен всегда
К тому всех прежде, кем она носима,
То неприязнь к себе вещам чужда.
109 И так как сущее неотделимо
От Первой сущности, она никак
Не может оказаться нелюбима.
112 Раз это верно, остается так:
Зло, как предмет любви, есть зло чужое… (75)
(Чистилище. Песнь семнадцатая. 91-112)
Здесь, в Чистилище, в отличие от Ада степень греховности человека соизмеряется именно с категорией добра, любовь к добру оказывается тем идеалом, к которому должны устремляться проходящие очищение души. Но любить можно не только добро, но и зло, желать зла другим из любви к самому себе. Грехи, рождённые этим эгоистическим чувством, искупаются в трёх нижних кругах Чистилища.
Итак, первый круг – это зависть:
«…И в вашем иле вид её трояк.
Иной надеется подняться вдвое,
Поправ соседа, – Этот должен пасть,
И лишь тогда он будет жить в покое…» (76)
(Чистилище. Песнь семнадцатая. 114-117)
Второй круг – гордость:
«…Иной боится славу, милость, власть
Утратить, если ближний вознесётся;
И неприязнь томит его, как страсть…» (77)
(Чистилище. Песнь семнадцатая. 118-120)
Третий круг – это гнев:
«Иной же от обиды так зажжётся,
Что голоден, пока не отомстит,
И мыслями к чужой невзгоде рвётся.
И этой вот любви троякий вид
Оплакан там вниз; но есть другая,
Чей путь к добру – иной, чем надлежит…» (78)
(Чистилище. Песнь семнадцатая. 121-126)
Вообще гневные находятся в Аду, но там – нераскаявшиеся грешники, а здесь они раскаялись. Далее следует четвёртый круг, где пребывают те, кто проявлял недостаточную любовь к истинному благу, – унылые. Эти души не способны ни на что хорошее. Данте очень низко ставит уныние, для него гораздо лучше быть гордецом или завистником. Формально конечно это не так, но Данте очень не любит унылых, мы к этому ещё вернемся.
«Все смутно жаждут блага, сознавая,
Что мир души лишь в нём осуществим,
И все к нему стремятся, уповая.
Но если вас влечёт к общенью с ним