В поисках слуха - стр. 9
– На самом деле всё ещё хуже.
Преподаватель начинает играть мелодию на фортепиано. Вы понимаете, что это знаменитый мотив «В лесу родилась ёлочка».
– Эта мелодия начинается как ДО-ЛЯ-ЛЯ-СОЛЬ-ЛЯ-ФА-ДО-ДО…
– Это всё ноты с разной частотой, то есть высотой?
– Ну да.
– И нужно попасть последовательно в каждую? Причем сразу?
– Если хочешь спеть мелодию правильно, то да. Голос, в принципе, такой же инструмент как фортепиано, только без клавиш.
– Я пошел домой…
– Всё-таки сначала попробуй спеть то, что ты слышишь. Ты ведь узнал мелодию?
– Но ведь мой голос звучит совсем не так, как фортепиано…
Вы пытаетесь изобразить голосом «В лесу родилась елочка» и понимаете, что учителя это не устраивает.
– Попробуй записать свой голос на диктофон. Сравни это с записью мелодии, или лучше сыграй её сам по нотам, хотя бы одним пальцем. Надеюсь, ты поймешь, где ошибаешься. Сделай так и приходи снова. Смартфон тебе в помощь.
– Ладно…
Глава 2 В поисках капитана Слуха
Тембр и высота
Если пытаться сравнивать звук голоса и звук клавиши фортепиано, что именно нужно сравнивать?
Что вообще в звуке есть?
В детстве у меня был электрофон – небольшой чемоданчик с проигрывателем пластинок внутри. Я научился самостоятельно включать его и ставить пластинки. Музыка мне очень нравилась. У меня (точнее, у родителей) было много детских пластинок с песнями и сказками, также были пластинки с записями популярных советских исполнителей. А особенно мне нравилась пластинка с записями упражнений популярной тогда аэробики. То есть всякие «левая, правая, вверх, вниз» – меня мало интересовали, а вот музыка, под которую это происходило – очень даже.
У электрофона было два регулятора – круглые ручки с надписями «громкость» и «тембр». С громкостью всё было понятно, а вот слово «тембр» было загадочным. Таким оно до сих пор и остается…
Что такое «тембр»?
Самый простой ответ «окраска звука». Тембр слышат абсолютно все, вне зависимости от музыкальных способностей. Так мы отличаем людей по голосам, звук фортепиано от звука гитары и так далее. Даже звук клавиш на фортепиано мы отличаем по тембру. Все люди чувствительны к малейшим изменениям тембра.
Когда я крутил эту загадочную ручку вправо, звук становился «глуше», влево – звук становился ярче, звонче и «светлее». Самым лучшим по звучанию для меня было крайнее левое положение регулятора, и я не понимал, зачем кому-то понадобился регулятор, который делает звук хуже? Нельзя было остановить одно «звонкое» звучание?
Но моему отцу это не нравилось. Он говорил: «Зачем же так крикливо!» Получалось опять-таки – разные люди воспринимают звук по разному.