Размер шрифта
-
+

В поисках слуха - стр. 11

Как же так?

Я даже стал изучать ноты с преподавателем и проигрывать по нотам мелодии «одним пальцем» на детском синтезаторе. Вроде бы это должно быть просто и логично – сыграл мелодию на синтезаторе, пропел в микрофон для записи звука, нашел сколько-то отличий… Как правило, если вы поете песню со словами, каждый гласный звук в слове должен соответствовать «ноте», клавише на фортепиано… В чем проблема?

Хорошо, а если послушать запись артиста, который поет эту песню? Ведь можно понять, что он-то поёт «правильно»?

Только когда эта задача встала передо мной «в полный рост», и я стал анализировать, что же я вообще такое слышу и чего не слышу, до меня, наконец, дошло, что…

Я не узнаю мелодии в голосе!

Ни в своем, ни в чужом.

На фортепиано узнаю. На саксофоне узнаю. На трубе. На гармошке. На гитаре. На синтезаторе.

В голосе нет.

Раньше я этого даже не осознавал. Когда ты слышишь песню в исполнении артиста, допустим в композиции есть мелодический проигрыш, а потом артист повторяет эти ноты голосом – тебя ничего не напрягает. Всё в порядке, пока ты не захочешь сам спеть эту песню «по нотам». И вот тут, вслушиваясь в голос исполнителя, ты можешь осознать, что в этом голосе есть красивый тембр, благозвучность, эмоции и артистизм, но вот самой мелодии, которая только что прозвучала – там нет. Хотя умом ты понимаешь, что она там должна быть…

Поясню ещё, чтоб было понятнее. Поставим «глухому к нотам певцу» такую задачу: сыграем мелодию на фортепиано, потом споем её голосом, только какие-нибудь пару нот изменим, но так, чтобы звучало «благозвучно», просто это будет чуть другая мелодия. Спросим, чем отличается. Если внимательный человек «со слухом» в такой ситуации сразу определит «не те» ноты, то «глухой певец» либо скажет – ничем, либо глубоко задумается…

А вот та же самая задача, но без голоса, а, например, с фортепиано и саксофоном у «глухого певца» особых затруднений не вызовет – «неправильные» ноты в мелодии, он, скорее всего, на слух определит (сужу по личному опыту).

Чем же звучание голоса принципиально отличается от звучания фортепиано?

И ладно бы только для меня, «не слышащего ноты»!

Я уже говорил о моей знакомой профессиональной виолончелистке, которая не могла найти ноты в голосе, и о композиторе, который мог определить любую ноту в оркестре, но так же только не в голосе. Допустим, у них так проявлялся загадочный пассивный абсолютный слух. У меня его нет – я не узнаю ноты на инструментах «в лицо». Но даже моя преподавательница вокала (одна из, я ходил к разным), на секундочку, выпускница Гнесинки, говорила мне, что ей легче ориентироваться по фортепиано, чем по голосу…

Страница 11