Размер шрифта
-
+

В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 3: У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры - стр. 43

.

Эту Бездну трудно даже назвать «Богом»; великий германский мистик Экхарт именует Абсолютное начало «Божеством» (Gottheit). «Все, что в Божестве, – утверждает он, – едино, о том говорить нельзя. Бог действует так или иначе. Божество не действует. Нет для Него действия, и никогда не оглянулось Оно на это, Бог и Божество различествуют как дело и неделание»>120.

За пределами всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась Реальность, которую Лао-цзы называл Дао, Будда – нирваной, каббалисты – Энсофом, христиане – Божественной Сущностью (греч. усйа), Божеством.

И одними из первых, кто сказал об этом, были создатели Упанишад.

Они отказываются дать определение Высшему. «Оно ни толсто, ни тонко, ни коротко, ни длинно, ни красно, подобно огню, ни прилипчиво, подобно воде; оно ни тень, ни тьма, ни ветер, ни пространство; оно без осязания, без вкуса, без запаха, без зрения, без слуха, без речи, без мысли, без жара, без дыхания, безо рта, без меры, без внутреннего, без наружного»>121. Оно есть «Не! – Не!», не то, не то>122. Ему не может быть названия; Оно – все и в то же время не ограничено ничем. К нему тяготеет Вселенная. Оно – «владыка молитв» – Брахман, но в нем нет личности, какой мы ее знаем>123. Брахман – сверхличность, сверхсознание. Он есть, и его нет, ибо он стоит выше даже этих категорий. Говоря о Нем, можно лишь отрицать качества.

Этот поразительный опыт мистиков положил начало богословию, которое принято называть апофатическим, или отрицательным. Впоследствии оно нашло свое завершение в христианстве>124. Суть его может быть выражена словами Дионисия Ареопагита, учителя Церкви. «Сверх-сугцностная неопределенность, – говорит он, – превышает всякую сущность, подобно как и сверхразумное Единство превосходит всякое разумение, и сверхмыслимое Единство – всякий мысленный процесс; также никакое слово не способно выразить Благо, которое превыше всех слов, Единица, единотворящая все единицы, сверхсущностная Сущность и неуразумеваемый Ум, неизреченное Слово, бессловесность и безымянность; не по образу какого-либо бытия существующее, но являющееся причиной всякого бытия – само же не существующее, ибо – запредельно всякому бытию»>125.

Это почти буквально то же самое, что говорят о Высшем Единстве Упанишады: «Оно – сущее и не-сущее, наижеланное, то, что выше понимания людей»>126.

Только дух, отрешившийся от всего преходящего, может, по словам Упанишад, достичь этого «мира Брахмана», который становится его «высшей целью, высшим достоянием, высшим миром, высшим блаженством»

Страница 43