Размер шрифта
-
+

В начале было Слово, а в конце будет цифра. - стр. 57

В других местах своих работ святитель Игнатий для объяснения Бога и Слова использует формулу высшей математики: ∞ х 0 = 1, где знак ∞ выражает бесконечность. Эта формула наглядно объясняет бесконечность творческой силы Бога, первые стихи Евангелия от Иоанна. Формула объясняет, как Бог, обладая свойством бесконечности, сумел сотворить мир «из ничего» (из нуля).

Итак, подытожим богословско-математические размышления святителя Игнатия (Брянчанинова). Слово бесконечно, неизменно. Оно одно есть абсолютное существо и является источником вечной жизни. Число – атрибут тварного мира. Оно – признак преходящего явления, символ изменчивости этого мира, проявление «низшей жизни» (по Н. Гумилеву), т. е. жизни земной и временной. Выражаясь языком философии, Слово и число соотносятся как сущность и явление. Как бы ни было велико число, оно остается бесконечно далеким от Слова. К бесконечному можно приблизиться только через слово, причем не то «мертвое слово», о котором пишет Н. Гумилев, а через живое Слово Бога.

О бесконечности настоящей и мнимой

С более подробными комментариями богословско-математических размышлений Игнатия (Брянчанинова) о Слове и числе можно познакомиться в работах философа и математика В. Н. Тростникова. Так, комментируя вышеприведенный отрывок из «Слова о смерти», Виктор Николаевич пишет: «Приводя изящное доказательство того, что только бесконечное существует в абсолютном смысле (ибо никакое прибавление и вычитание чисел его не изменяет), владыка Игнатий раскрывает второй смысл знаменитого ответа Бога Моисею на Синае: „Я есмь сущий“, т. е. существующий в абсолютном смысле этого слова: это означает также: „Я есмь бесконечность“»[64].

Отмечу еще один момент, касающийся понятия «бесконечности». В культуре Нового времени наблюдается большой интерес к бесконечности, но не той бесконечности, которая является важнейшей характеристикой Бога, а некоей придуманной бесконечности, например, бесконечности Вселенной, микромира, времени (т. е. сотворенного Богом мира). Пишутся ученые книги, фантастические романы и снимаются фильмы на тему такой «бесконечности». Обходится же стороной тема истинной бесконечности Бога. В. К. Романченко пишет по этому поводу: «Мир падает именно через культуру, через служение человеку, а не Богу. В науке, в искусстве, в философии, в техническом творчестве присутствует плотская бесконечность; туда же увлекаются плотский ум и чувство, когда они не знают совершенной бесконечности и совершенной Истины»[65]. А в другом месте он пишет о том, что истинную бесконечность, характеризующуюся незыблемостью и неизменяемостью, мир подменяет ложной бесконечностью и пытается ее обрести: «Возможно, что причиной духовного падения Запада явилась неподвижность человеческого духа в области веры, его незыблемость, исключающая новизну, тогда как в культуре, во всех ее составляющих, присутствует некая бесконечность, открывающая широкий простор для плотской деятельности […] Вширь и вглубь – два направления развития человеческого духа. Одно есть путь культуры, другое – святости. Самый большой искус – посвятить себя бесконечности науки, искусства, философии, техники, а не духовной бесконечности – истинному призванию человека»

Страница 57