Узники игры - стр. 29
– Действительно, господин Хмурый, – сделал мне и окаменевшему японцу страшные глаза Ютас. – Господин Эльвирт изволил пошутить.
– А вы что же, служили в имперских войсках? – перевел тему разговора паренек.
– Да, было дело, – надулся от гордости и собственной важности хозяин дома, – семнадцатый восточный легион, полусотник Демидр Эгонир!
Поняв, что проговорился насчет своего имени, Хмурый сердито засопел и очень быстро свернул разговор, предложив нам ночевать прямо на лавках. Наевшись до отвала, мы легли и стали шепотом совещаться. Начало обсуждению положил наш гном.
– Эльвирт-сан, да тут оголтелый расизм, – клокоча внутри, прошипел японец. – Гномы за людей не считаются.
– Ты сам-то понял, что сказал? – усмехнулся я. – Кстати, я тебе имя придумал. Будешь Балином.
– Чудно́е имя, – протянул Ютас, – не… у гномов такого нет.
– А что у них есть? – поинтересовался я.
– Номера. На кожу наносят «пунчу» несмываемыми чернилами.
Ага, сообразил я, это тату по-нашему.
– А разве они не против? – поразился Кивами.
– Кто же рабов спрашивать будет? – пожал плечами парень.
– То есть тут гномы – рабы? – продолжал допытываться Масумото.
– Тут, там, везде, – зевая, ответил Ютас, – они везде рабы, в Империи Драконов, в Дориане, в Тире. В Тире особенно много, у нас самый большой в Дангоре рынок рабов. К нам приезжают отовсюду покупать коротышек.
– И ты считаешь это нормальным? – жестко, ребром поставил вопрос японец. – Детей разлучают с родителями, женщин уродуют наколками, издеваются небось над рабами все кому не лень…
– А разве в той стране, откуда вы родом, нет рабов? – ушел от ответа Ютас.
– Нет.
– Есть, – одновременно ответил я с японцем, – но у нас рабство вне закона.
Мы посмотрели друг на друга, и я пояснил удивленному пареньку: – Пойми, наши народы уже сотни лет назад отказались от рабства.
И зачем я неписю читаю лекцию?? Совсем в игру вжился.
– А кому принадлежат гномы? – вернул нас в практическую область японец.
– В Дориане и Тире гражданам и гильдиям, в Баронствах – рыцарям и баронам. В Империи все по-другому. Тут граждане не имеют права владеть гномами, только государство. Их привлекают к различным общественным работам – дороги строят, мосты, укрепления против орков. У эльфов рабство, кажется, запрещено, но достоверно неизвестно. О них вообще мало кто что знает.
– Умно! – оживился японец. – Ведь рабство не только аморально, оно еще со временем экономически невыгодным становится. Девальвирует обычный повседневный труд. Зачем рядовому гражданину работать, если есть невольники? К тому же, разрешив свободную торговлю рабами, трудно регулировать их численность – рабы рожают рабов. Больше невольников – больше издержек на их содержание, опять падает эффективность. А о разделении труда вообще говорить не приходится. Считается, что рабство как экономическая система выгодно при экстенсивном росте.