Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар - стр. 45
Есть максима или утверждение, которое звучит так: «Сделанное подобно тому, из чего оно сделано». Например, когда вода превращается в лед, это все равно вода. Для поверхностного наблюдателя вода имеет свойство текучести, тогда как лед твердый. У воды нет формы, а у льда есть. Однако если эти субстанции исследовать, они оказываются одним и тем же.
Опираясь на эту максиму, можно понять, что мир и его Творец (Брахман) – одно и то же. Этому учат Веды. При грубом рассмотрении земля, вода, свет, воздух и небо (пространство) кажутся разными, но разница только в качествах. Растаяв, лед становится водой, так же как земля растворяется в воде и вода высыхает при нагревании. Тепло находится в воздухе, а воздух рассеивается в пространстве и просто исчезает в небе (или пространстве). Поскольку Самость – это матка всех пяти элементов, все они исчезают в Самости. Если бы эти начала были абсолютно отличны одно от другого, они бы никогда не растворялись одно в другом целиком, так что не остается следов различий. Следовательно, пять элементов, этот явный мир, а также тонкий мир являются только Самостью. Самость являет собой все разнообразные характеры и виды. Когда художник рисует дерево, камень, коров, буйволов, реку, небо, Бога, демонов, людей – все они нарисованы одним и тем же веществом под названием «краска». Так же и то зрелище, которое являет себя в качестве мира с бесконечным количеством форм, есть не что иное, как чистое Знание. К такому смелому и убедительному выводу нужно прийти. Здесь следует упомянуть еще вот что. Нужно сказать, что сам по себе метод не самое важное, будь то метод дедуктивного исключения или метод, коренным образом от него отличающийся. Главная цель каждого определенного метода это передать Знание Себя. Когда математическая задача решена разными учениками, использовавшими различные методы, и ответ получился один и тот же, его нужно обязательно принять как правильный. Ответ – вот что важно, а метод, с помощью которого пришли к ответу, второстепенен. Таков взгляд шрути на методы, которые используются, чтобы объяснить искателю природу его подлинной Самости.
В доказательстве идентичности воды и льда, мира и Бога, золота и ювелирного украшения есть шероховатость. Даже если золото и украшение одно и то же, украшение не может быть изготовлено, если кузнец не приложит своего умения и не обработает золото; а вода может превратиться в лед только под воздействием сильного холода. Подобным образом, хотя мир и Бог суть одно и то же, все же разумно было бы предположить, что в Боге должна была случиться некая трансформация. Он застыл в качестве земли или растаял и превратился в воду, потом Он иссох и превратился в тепло и т. д. Если принять этот аргумент, сначала Бог стал пятью элементами, а потом из этих пяти элементов сформировался мир. Есть такая вот шероховатость в методе дедукции, и может возникнуть подобное возражение. Однако Самарта Рамдас уничтожает полностью даже это возражение своим изречением: «О человек, почему ты спрашиваешь о том, чего вообще не существует?» Мира не существует. Существует только Абсолютный