Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар - стр. 17
Из всех типов знания (видья) только Знание Себя (атма видья) дарует длящийся вечно мир. Один из святых спросил: «Какой толк в любом знании, если оно не дает покоя ума?» В мире существуют многие типы систем обучения. Почему это настолько распространено? Причина в том, что ни у кого нет покоя ума. Борьба в мире не утихнет ни на минуту, пока не прекратится беспокойство ума. Почему? Потому что все эти науки и искусства идут из Неведения и полезны только для повышения возбужденности и беспокойства ума человека. Между процессом обучения и покоем нет причинно-следственных отношений. Те, кто оценивает различные драгоценные камни, те, кто изучает разные науки и искусства, или эстетику, потеряли счастье, которое исходит от покоя ума, потому что у них нет возможности изучить самих себя.
Если ты потерял какую-то вещь, пока находился дома, зачем обыскивать чужой дом, прежде чем не обыщешь свой? Человек, который самоуверенно утверждает: «Этот человек такой и сякой, а другой – это мистер А или мистер Б», – в то время как он не знает, кем является сам, никогда не освободится от беспокойства. Бесполезно открывать, что можно получить из чего; бесполезно знать множество адресов, если не знаешь свой собственный.
Исследование четырех тел – в поисках «я»
Кто он, этот «я»?
В давние времена в городе Андери[5] жил человек по имени Гомаджи Ганеш. Однажды этот человек ввел в Судебной Палате обычай, что ни один документ не признается действительным, если на нем нет штампа с его именем вместе со словами «Латунная Дверь». С этого момента все чиновники города принимали документ, только если он нес на себе штамп «Гомаджи Ганеш, Латунная Дверь».
Такая процедура оформления документов продолжалась долгое время, пока в конце концов этот штамп официально не стал частью юридической системы города Андери, и никто даже не поинтересовался, кто такой этот Гомаджи Ганеш. Время шло, и вот однажды так случилось, что в Судебной Палате в качестве важного доказательства был представлен важный документ, который не имел на себе официального штампа «Гомаджи Ганеш, Латунная Дверь». Кроме отсутствия этого официального штампа, во всем остальном он был совершенно правильно юридически оформлен. И вот при рассмотрении дела наступил момент, когда был подан протест в связи с тем, что этот документ не может быть принят как доказательство, потому что на нем нет официального штампа «Гомаджи Ганеш, Латунная Дверь».
Но нашелся смелый человек, представлявший одну из сторон в разбирательстве, который возразил, что документ действителен в полной мере, потому что на нем есть все необходимые подписи государственных чиновников. Он возразил: «Почему этот документ не следует принимать, если он по всем пунктам соответствует закону, кроме того, что на нем нет штампа мистера Гомаджи Ганеша?» Так он поставил под сомнение саму законность штампа. После этого законность штампа стала предметом разбирательства. До тех пор никто не рисковал ставить этот вопрос перед Судебной Палатой. Но поскольку теперь вопрос был поднят, решено было, что в отношении законности штампа нужно принять постановление.