Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар - стр. 19
Как описано выше, «я» существует только как имя. И, тем не менее, как мистер Гомаджи Ганеш, свое имя оно анонсирует повсюду. Оно разгуливает туда-сюда, говоря: «Я мудрое, я великое, я малое», – навсегда позабыв, откуда пришло. Вместо этого оно начинает прославлять себя как «я», словно кот, который вылакал молоко с закрытыми глазами, не замечая палки, которая готова огреть его сзади. Коль скоро оно принимает права и привилегии, оно также должно принять и ответственность, которая идет рядом. Как только сказано: «Я тот, кто совершил определенное действие», – сразу же «я» должно вкусить плодов того действия. Наслаждение и страдание – как плоды или результаты действия – связаны с действием как таковым и отождествлением с тем, кто делает.
На самом деле не существует ничего похожего на «я». Делание во всей своей полноте, которое есть мотивирующая сила, стоящая за «я», содержится исключительно в Брахмане. Однако Брахман так умен, что в момент, когда он обнаруживает кого-то, кто гордится «деланием», он складывает всю ответственность за деяния на голову того «я» и остается ни при чем. В результате бедному «я» предназначено крутиться в колесе рождения и смерти. В вышеприведенном примере с гирляндой название «гирлянда» появляется, после того как названия «цветы» и «нитка» были забыты. Когда гирлянда увядает, никто не говорит, что цветы увядают, – говорят, что увядает гирлянда; или если нитка рвется, говорят, что гирлянда рвется. Этот пример иллюстрирует, как деяние первичного объекта навязывается третьему объекту из-за его гордыни или отождествления. По такому же принципу серия несчастий бьет по несуществующему «я». Если хочется избавиться от несчастья, нужно оставить «я». Однако прежде чем оно оставлено, требуется точно обнаружить, где это «я» находится. Только когда мы находим «я», мы можем говорить о том, что его оставили.
Искателю следует начинать поиск этого «я» в центре самого или самой себя. Оно никогда не отыщется вне нас. Каждое человеческое существо до краев полнится этим ощущением «я», эго, и «мое», ощущением обладания. Все действия в мире выполняются силой этого эго и чувством «мое». Как такое может быть, будет показано позднее. В настоящий момент мы обсудим только ощущения «я» и «мое».