Размер шрифта
-
+

Ученые, прославившие Беларусь - стр. 7

На протяжении более чем 150 лет книга Казимира Семеновича была наиболее основательным и авторитетным трудом по артиллерии и пиротехнике. Она переведена на французский, немецкий, английский и другие европейские языки.

Казимир Семенович заложил фундамент будущего космического ракетостроительства. К. Э. Циолковский ссылался на него в своих трудах, Американское космическое агентство НАСА называет Семеновича одним из основоположников всей ракетной техники.

В 1995 г. Белпочта выпустила специальную марку, посвященную Казимиру Семеновичу.

Симеон Полоцкий (1629-25.08.1680)

Писатель, поэт, педагог, переводчик, церковный и общественный деятель.

В миру – Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнянович. Учился в Киево-Могилянском коллегиуме (1637 – 1651). Окончил Виленскую академию (1653). В 1656 г. принял православное иночество и преподавал в Полоцкой братской школе. В 1664 г. переехал в Москву. С 1667 г. – воспитатель детей царя Алексея Михайловича Предполагается, что составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии (1679).

Содействовал распространению образования в России, обогатил российскую книжность знаниями, почерпнутыми из западных источников.

Произнес перед царем орацию о необходимости повысить уровень образования в России (1666). По поручению Собора 1666 г. составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты – противников церковной реформы патриарха Никона В конце 1667 г. оно было напечатано под названием «Жезл правления…». Книга – образец схоластической риторики и отражает широкую богословскую эрудицию автора.

Для царских детей написал «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических».

В «Венце веры кафолический» отразил весь объем знаний, который получил в школе и во время собственных интеллектуальных занятий. При этом пользовался Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты чаще всего цитировал западных писателей (блаженных Иеронима и Августина).

Возродил живую церковную проповедь, вместо которой господствовало чтение святоотеческих поучений. Автор более 200 проповедей, представляющих собой образец строгого выполнения гомилетических правил, но в которых отражены вопросы, связанные и с жизненными целями. Эти проповеди имели благотворный результат для церковной жизни в России. Они были изданы после его смерти в сборниках: «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1683).

Один из первых белорусских и русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках.

Страница 7