Размер шрифта
-
+

Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними - стр. 5

Свободная воля – это еще одно свойство образа Божия в человеке, которое он получил от Творца. Свобода первых людей заключалась в том, что у них был выбор между жизнью по воле Божией (благой) и несвободой от греха. Конечно, человек еще не имел опытного знания о грехе, но само понятие о грехе у него уже было. Свобода же выбора была дарована ему от Бога как доказательство любви Творца к Своему творению. Человек же, со своей стороны, еще не был окончательно утвержден в выборе и поэтому мог поступать по своему усмотрению. Понимание того факта, что Господь не насилует волю человека, а дает ему полное право выбора, должно всегда сопровождать каждого из нас.

Бессмертная душа, как и другие свойства образа Божия в человеке, также является уникальной по своей сути. Наличие именно бессмертного духа, а не просто души живой (как у животных), отличает человека от всех других видов жизни и сближает его со своим Творцом. Человек был призван сохранить чистоту своих души и духа, а в перспективе достичь их бессмертия в полном смысле, т. к. потенциально еще могла наступить духовная смерть, что и произошло после грехопадения людей.

В целом следует отметить то обстоятельство, что до грехопадения человек представлял собой действительно уникальное существо, со своей уникальной иерархией ценностей, и призванное, в потенциале, достичь полного обожения и единения с Творцом. Человек, в своем внутреннем мире, был ориентирован на следующие ценности: дух – душа – тело. В соответствии с этой иерархией ценностей для человека на первом месте стояла задача воспитания в себе собственного духа и его свойств, далее внимание должно было переходить на душу (более простые свойства, приближенные к свойствам других живых организмов) и только после этого человеку необходимо было перейти к воспитанию плоти и ее качеств. Именно такая ориентация была призвана воспитать в нем стремление следовать за своим Творцом и сформировать свою волю как единое целое с волей Божией.

Грехопадение людей и появление пристрастий, как его результат

Мы не имеем точных сведений о том, сколько времени первые люди прожили в раю в состоянии благодати. Однако можно предположить, что этот период был не очень продолжительным, т. к. если бы первые люди жили в раю долго, то они бы укрепились в праведности и не произошло бы печального грехопадения, а оно все же происходит. Как известно из книги Бытия, к моменту, когда в раю появился человек, уже произошло отпадение от Бога ангела Люцифера и множества последовавших за ним ангелов, в результате чего он стал падшим ангелом или дьяволом. Его основными чувствами стали гордость и зависть по отношению к своему Творцу – Господу Богу. После того, как Господь сотворил первых людей, у дьявола возникает зависть и желание уничтожить творение Божие. Однако он не имел к этому возможности, т. к. сам был творением, хоть и более сильным, чем человек. Господь Бог, не ограничивая ничьей свободы, тем не менее, не позволяет дьяволу убить человека, и именно поэтому дьявол использует другой способ отвержения человека от Бога. По свидетельству Священного Писания он принимает вид змия, для того чтобы искусить первых людей и подтолкнуть их к нарушению единственно данной заповеди – не вкушать с древа познания добра и зла. Дело в том, что после сотворения Адама и Евы (первых людей), Господь Бог наделяет их властью над раем, но для воспитания в них чувства любви дает им всего лишь одну простую заповедь:

Страница 5