Учение Иисуса о воскресении души - стр. 6
…кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек… (Иоан. 4, 14)
Жажда обрести Бога есть также и сильнейшее стремление «пить и вкушать» Божье слово:
Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних…
В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши… (Ам. 8, 11–13)
Итак, душа человека питается двояко. Физической пищей насыщается через кровь низшая часть души:
…потому что душа тела в крови… (Лев. 11,17)
Высшая же часть души, которая существует прежде тела и независимо от него, питается словом Божьим. Именно она отождествляется с нашим «я». Так, праотец Исаак просит своего сына Исава:
…приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. (Быт. 27, 4)
Для того чтобы высшая часть души («прилегающая» к духу) смогла благословить, нужно соответственно настроить (насытить, обрадовать) низшую часть души («прилегающую» к физическому телу).
Здесь патриарх определенно воспринимает себя, свое «я», как единую «душу» (ср.: «…и стал человек душою живою» – Быт. 2, 7).
Но, как мы помним, духовная сущность человека состоит из двух частей: духа и души (1 Фес. 5, 23). Каково же соотношение между ними, какова их взаимосвязь?
Где живет и во что одевается дух?
Апостол Павел учит:
Есть тело душевное, есть тело и духовное.
(1 Кор. 15, 44)
Что же подразумевается в Писании под «телом»?
Мы знаем, что физическое тело появилось только после грехопадения как его следствие («одежды кожаные» – Быт. 3, 21). То есть тело – это облачение, одеяние, в котором обитает некая более возвышенная сущность. В некоторых случаях в Писании тело уподобляется дому, хижине:
Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
(2 Кор. 5, 1)
Здесь находим два «дома» – тело земное («эта хижина») и тело небесное. В первом, земном, обитает душа;
во втором, небесном, – дух.
Жилищу, дому уподобляется как внешнее, вещественное, тело, так и внутреннее (обитель духа), то есть душа (о более высоких телах и взаимоотношениях между ними мы будем говорить в главе «Внутренний человек…»). Душа как вместилище духа («тело душевное») может находиться в самом разном состоянии – от раскрашенного склепа до великолепного Храма. Первый случай упомянут самим Иисусом:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…