Учение Иисуса о воскресении души - стр. 4
Свет праведных весело горит; светильник же нечестивых угасает… (Прит. 13, 9)
Дух получает жизнь от Бога, но проявление его зависит от состояния души. Выше мы уже отмечали, что дух, обладая мыслительными способностями, животворит (то есть делает живым) весь наш состав:
Дух животворит… Слова, которые говорю я вам, суть дух и жизнь. (Иоан. 6, 63)
Именно Слова Божьи – «слова, которые говорю я вам» – поддерживают, сохраняют «дух и жизнь». Поэтому столь важно, какие именно слова (и стоящие за ними мысли) питают, наполняют нас.
О духовных пище и питии
Отражая искушения диавола, Иисус приводит слова из Писания:
…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Матф. 4, 4; ср. Втор. 8, 3)
Жизнь внешняя поддерживается пищей телесной, жизнь внутренняя – пищей духовной. Пророческое слово животворит и сохраняет на земле жизнь духовную. Поэтому оно и уподоблено пище:
Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. (Пс. 118, 103)
Почему – «лучше меда»? Мед не только утоляет голод и услаждает вкус, но и «просветляет» зрение. Так Иоанафан, сын Саула, отведав меда после поста, воскликнул:
…смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного… меду… (1 Цар. 14, 29)
Закон же Господень просветляет духовные очи:
…заповедь Господа светла, просвещает очи. (Пс. 18, 9)
Поэтому «суды Господни» – Его слова, повеления –
…слаще меда и капель сота… (Пс. 18, 11)
Заповеди и учения Господни «вкушаются» Его вестниками-пророками:
Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;
и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком… и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. (Иез. 3, 2–3)
Этому ветхозаветному описанию «вкушения слова» соответствует столь же яркое новозаветное:
И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед… (Откр. 10, 10)
Внутреннее восприятие слов Господних может наполнить сердце радостью – даже сердце человека, тяжко страдающего:
…ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание.
Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего…
(Иер. 15, 15–16)
Слова и мысли человека порой предстают в Библии в образах воды или елея. Относится это не только к словам утешения и благословения, но и к проклятиям:
…да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренности его и, как елей, в кости его… (Пс. 108, 18)
Мысли могут быть глубоки, как воды, они способны, изливаясь через речь, напоять внимающих мудростью:
Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.