Размер шрифта
-
+

Учение Иисуса о воскресении души - стр. 20

На первом месте, как видим, Сандерленд поместил Нагорную проповедь. И действительно, в сознании огромного множества людей, причем не только христиан (вспомним, например, индуиста Ганди), Нагорная проповедь занимает совершенно особое место – как высшее выражение этических принципов.

Нагорная проповедь – не только средоточие Учения Иисуса, но и одно из величайших творений мировой словесности, наиболее глубоко проникающих в человеческую душу. И если мы с вами сумеем хотя бы прикоснуться к некоторым темам и образам Нагорной проповеди – это уже немало. Ведь в Евангелии сказано: даже прикасавшиеся к краю одежды Иисуса – исцелялись (Матф. 14, 36).

Нагорная проповедь содержится в трех главах Евангелия от Матфея – с 5-й по 7-ю. Значительная ее часть последовательно изложена также Лукой (6, 20–49), а другие ее части записаны в разных местах его Евангелия. У Марка отдельные высказывания из Нагорной проповеди встречаются по всему тексту.

Начинается проповедь у Матфея с описания того, как Иисус в окружении учеников взошел на гору.

Следует помнить, что Учение Иисуса, как и вся Библия в целом, – метафорично, притчеобразно. В самом Евангелии говорится, что Иисус без притчи не говорил народу ничего, а ученикам потом наедине изъяснял смысл своих притч (Марк. 4, 33–34). И тот факт, что

Иисус в начале своей проповеди взошел на гору, конечно же, глубоко символичен.

Что такое «возвещение с горы» в библейском смысле? Кто первым восходил на гору и принес с нее Учение, Закон? Конечно, Моисей… Но еще перед этим с горы Синай провозгласил Десять заповедей сам Бог! Значит, восхождение Иисуса на гору как бы продолжает дело Моисея (ср. Исх. 19, 20; 20, 1–18; 24, 15–18).

У современных самаритян сохранился обычай в праздник Пятидесятницы (Шавуо́т) восходить на священную гору (Геризи́м) и заниматься там толкованием Торы – священного Закона. Скорее всего, в период Второго Храма (до 70 г. н. э.) сходный обычай существовал и у иудеев и Нагорная проповедь с ее толкованием заповедей была произнесена именно в день Пятидесятницы. А что это за день? Это тот день, в который и были даны Десять заповедей…

Итак, Иисус взошел на гору, чтобы стать величайшим посредником между невидимым и видимым мирами – и возвестить духовный Закон сынам Израилевым и всему человечеству.

Именно это более чем за семь столетий до Иисуса предсказывал пророк Исайя: «…на закон Его будут уповать острова» (Ис. 42, 4); здесь говорится о Торе, понимаемой в духе Учения Мессии – и возвещаемой «жителям островов», то есть различным народам мира.

Страница 20