Учебные исследования и проекты в школе. Технологии и стратегии реализации - стр. 4
– ученик усваивает (присваивает) культурно-исторический опыт;
– ученик «переоткрывает» для себя культурно-историческую продукцию с помощью учителя;
– ученик в собственной деятельности создает не известную ему в рамках личного опыта продукцию или по-своему заново определяет известные данные.
В стандарте ФГОС ОО определены основные направления организации деятельности учащихся: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое. Кратко определим их специфику.
Исследовательское направление по структуре напоминает этапы научного исследования и подробно будет рассматриваться в параграфе 1.3 настоящего пособия.
Инженерное направление связано с деятельностью инженерных профильных классов, относится к стратегическим направлениям современной образовательной политики в РФ. Итоговым продуктом могут выступать: конструкторские разработки, макеты, приборы.
Прикладное направление исторически можно соотнести с конструктивистским направлением, когда учащиеся создавали что-либо полезное для жизни школы: сцену для школьного театра, макет или куклу для школьного музея, кормушку для птиц, подарок для гостей.
Информационное направление может быть реализовано в учебно-исследовательской и проектной деятельности, предполагающей сбор информации о каком-либо объекте, явлении, событии с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Итоговым продуктом может быть: публикация в газете, размещение материала на сайте, создание собственного портала или сайта, посвященного теме исследования. Как правило, тематика информационного направления связана с безопасностью жизнедеятельности человека, с его здоровьем, с экологическими проблемами, с популяризацией краеведческого материала.
Социальное направление связано с разнообразными социокультурными и социальными практиками и необходимостью социализации современных школьников. В русле этого направления школьники могут выполнять проекты разной тематики – от дизайна класса до исполнения заказов социальных партнеров, муниципальных образований и т. д. Масштабность проекта, предназначенного не только для своего класса или для родной школы, а, например, для жителей микрорайона (города, региона), повышает ответственность школьников.
Игровое направление связано с современной тенденцией геймификации образования. Оно включает прикладные и ролевые игры и может быть реализованно в ролевых проектах. Огромным потенциалом обладает геокешинг как игра на местности.