Убить Александра - стр. 26
– Я родился в деревне. Мой отец крестьянин.
– Но я вижу по вам, Степан, что вы получили образование.
– Да, я закончил Орловское уездное училище в 1872 году. Затем учился в Вятской учительской семинарии. Но оттуда меня исключили.
– За что?
– За плохую успеваемость.
– Правда?
– Это официально. У меня нашли запрещенную литературу. Я много читал еще в училище. В доме моего отца книг не было. Да и времени на чтение у крестьянина мало. Хотя мой отец не был бедняком. Хозяйство у него крепкое. Были и коровы и лошади.
– И что вы читали?
– Много всего. «Государственность и анархия» Бакунина, «Ни бога, ни господина» Ткачева. Большое впечатление оказали «Исторические письма» Лаврова.
– И к какому выводу вы пришли после прочитанного?
Халтурин ответил:
– Все в нашей стране создается руками тех, кто не имеет в этой стране вообще никаких прав. Пользуются же благами и всеми правами горстка людей – дворян. А дворяне это только 2 процента от населения страны. И прогрессивному дворянству нужно начать платить свои долги народу.
– Степан, я участвовал в «Хождении». Народ не принял нашей жертвы. Нас не поняли и большинство того самого народа, про который вы говорите, не желает освобождаться.
– Вы не правы, Александр. Наш народ желает свободы. Но он темен и не образован. Власти держат его во тьме. Им так выгодно.
– И что, по-вашему, стоит делать?
– Нужно подтолкнуть народ к революции. И сделать это нужно нам.
– Нам?
– Таким людям как я и вы. В работах Ткачёва изложена теория малого заговора. Небольшая группа образованных людей в России может подарить народу свободу. Если они не видят пути, то стоит им его показать. Если они не хотят идти по этому пути к свободе, то стоит взять их за руку и отвести!
– Народники пытались сделать именно это, Степан.
– А вот здесь я с вами не согласен, Александр.
– Не согласны?
– Народники пытались нести знания тем, кто не готов их принять. А нужно показать путь! Просто показать то, что нужно сделать. Пусть они увидят, что кто-то готов бороться за них. Пусть они пока не понимают целей этой борьбы. Потом они все поймут.
Михайлов понял, что этот человек именно тот, кто нужен.
– И вы готовы отдать свою жизнь, Степан?
– Ради дела? Готов.
– Тогда я могу предложить вам дело. Настоящее дело, которое и приведёт к торжеству свободы, о которой вы говорили.
– Вы верите мне, Александр?
– А вы сами готовы работать со мной? Под моим руководством, Степан?
– Для меня это честь.
– Но боевых групп у нас много, Степан. И не все идут за мной. Я сторонник строгой дисциплины и тщательной подготовки. Вы понимаете необходимость дисциплины?