Размер шрифта
-
+

Тысяча лет Русского Афона. Духовный подвиг русского монашества - стр. 50

. Уже в конце 1878 г. при обители возобновила свою работу монастырская мужская школа на 20 учеников (в начале 1880-х гг. для нее был построен большой дом в нижней (приморской) части монастыря, где школа и функционировала вплоть до событий революции 1917 г. и Гражданской войны в России).

Только в 1879 г. обитель была официально открыта. 8 августа вышел соответствующий указ Святейшего Синода, а 8 декабря того же года Ново-Афонский монастырь получил высочайшее утверждение императором Александром II и специальный акт, подписанный наместником Кавказа главнокомандующим Кавказской армией Михаилом Николаевичем, подтверждавший «несомненную и неразрывную связь» Свято-Пантелеимоновского монастыря со своей «отраслью» – Ново-Афонской обителью. При этом великий князь приписал следующие строки: «О таковом Высочайшем соизволении объявляю вам, настоятель и братия Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, призывая благословение Божие на предстоящий Вам подвиг, да процветает новорожденная обитель в тишине и мире на берегах Абхазии, и да послужит она местному населению, пребывающему в дикости и невежестве, примером жизни мирной и труженической, образцами человеколюбия, кротости и терпения! Да воспитает школа, устроенная при обители, в молодом поколении из туземцев привычку к полезному труду и любовь к знанию, необходимому для земледельца». Так завершилось открытие Ново-Афонского монастыря[171]. В 9-м пункте акта о его учреждении говорилось, что «в случае смутных обстоятельств на Востоке и невозможности дальнейшего пребывания на Афоне, братство Пантелеймоновского монастыря получает убежище в новой обители, как отрасли своего монастыря»[172].

Утвержденный императором устав предоставлял широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности, что дало новый толчок строительной деятельности. Кроме церкви Покрова Пресвятой Богородицы после окончания войны на прибрежной территории были воздвигнуты: корпус для размещения братии, большой дом для школы абхазских детей, несколько зданий для трапезы, просфорни, других разных монастырских служб и для приема поклонников, устроена пристань на прочных железных сваях, заведены два пчельника и проложены дороги. Везде требовалось преодолевать большие трудности: вырубить и очистить лес, на месте которого посеяна пшеница, посажены фруктовые сады, разбиты виноградники и огороды.

В 1880 г. началось восстановление из руин древнего Симоно-Кананитского храма, причем были приняты меры для сохранения его древнего облика: развалины тщательно очистили от мусора и щебня, восстановили местами обрушившиеся стены и покрыли храм куполом в византийском стиле. Пол был сделан деревянный, а иконостас поставлен резной дубовый; многие иконы для храма прислали с Афона. Освящение храма совершил в день памяти св. апостола Симона Кананита, 10 мая 1882 г., экзарх Грузии, архиепископ Иоанникий. С. В. Булгаков писал об этой церкви в 1913 г., что «в ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, причем один из ликов святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности». Вблизи храма был устроен беломраморный фонтан в виде креста, материал для которого привезли со Святой Горы Афонской, а воду провели из скалы, где, по преданию, была пещера св. апостола Симона. Соседняя высокая пирамидальная гора, на которой находились остатки Анакопийской крепости, была названа Иверской в честь одной из главных святынь Афона. В дальнейшем на этой горе в месте, где сохранились высокие стены еще одной древней церкви, была устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери

Страница 50