Творение мира - стр. 16
Из свидетельств святоотеческих особенно важными представляются слова св. Иоанна Дамаскина. «Ангел, – говорит он, – есть естество мысленное, бестелесное, по благодати в природе своей бессмертие приявшее, какового естества вид и предел ведает один Творец. Бестелесным же и невещественным называется оно, поелику поставляется в сравнение с нами; ибо все, будучи поставляемо в сравнение с Богом единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно Божество есть собственно невещественно и бестелесно». Такова мысль св. Иоанна Дамаскина. Он не отрицает духовности Ангелов и душ, а утверждает только, что их духовность такова, что если сравнить ее с Божескою, то она покажется грубою.
В отношении к созданному пространственному миру Бог везде присущ, то есть присутствует и действует во всех пунктах пространства, тогда как Ангелы могут быть присущи и действовать в каждый данный момент только в одном определенном пункте.
Как сотворенные во времени, Ангелы подлежат и всем условиям временного существования. Если они обладают бессмертием, то не по природе, а по благодати, как и душа человеческая. Жизнь их, как и всякого временного бытия, чужда косности: ум их с течением времени обогащается познанием новых тайн Божиих; воля постоянно совершенствуется в свободно избранном добром направлении. Многоразличная Премудрость Божия, или тайна домостроительства спасения человечества во Христе, сокровенная от веков в Боге, говорит Апостол, стала ведома «началом и властем на небесных» только ныне, с пришествием Христа и основанием Церкви (Еф. 3, Ю). В другом месте Апостол, говоря о «велией благочестия тайне», что Бог явился во плоти, между чертами ее величия ставит и то, что он показался Ангелам, и это, – как толкует данное место преосв. Феофан, – по проповедании во языцех и вознесении во славе (1 Тим. 3,16). Подобным же образом апостол Петр свидетельствует, что тайну спасения человечества во Христе не только «взыскаша и испыташа пророцы», но что в нее желают и «ангелы проникнута» (1 Пет. 1, 10, 12). «Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущий, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а какие им бывают открываемы. Многие из планов Божественной премудрости, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остается сокровенным от них; узнают это они уже из самых событий. События открывают им и тайны, лежащие в основе их». Подобно тому, как возрастает с течением веков ведение Ангелов, так точно с веками постепенно преуспевает и воля их. Если теперь ангелы непреклонны ко злу, то не по природе своей, – и не были таковыми от начала. Откровение знает великое, по гибельным своим последствиям, событие падения Денницы и с ним множества других светлых духов. Как эти последние, добровольно предавшись на сторону зла, постепенно ожесточаются во вражде своей на Бога, так и оставшиеся на стороне добра все более возрастают и крепнут в свободной любви к своему Творцу, будучи вспомоществуемы Его всесильной благодатью.