Творение мира - стр. 15
Учение об этом невидимом мире духов известно было уже в Ветхом Завете. У священных еврейских писателей они представляются существами, обитающими на небесах, предстоящими пред Лицем Божиим и прославляющими Господа. В книге Иова они изображаются под именем сынов Божиих, которые ликовали и восхваляли Бога, когда Он полагал краеугольный камень (Иов. 38,7), и которые предстают пред Богом, когда Ему бывает угодно объявлять Свою волю (Иов. 1,6,12; 2,1). Пророк Исайя говорит о Серафимах, окружающих Престол Господа Саваофа и воспевающих Ему хвалебную песнь (Ис. 6, 1–9). Иезекииль рассказывает о видении Херувимов, как носителей силы и славы Божией (Иез. 10, 19). Другие священные писатели упоминают о воинстве небесном (Нав. 5, 14; ср. Неем. 9, 6), которое имеет своего вождя – Архистратига – и первых старейшин (Дан. 10, 13). Но чаще всего эти духовные существа изображаются в Ветхом Завете под именем Ангелов как посредников общения с людьми (Быт. 28, 12), являющихся по повелению Божию то для помощи(Быт. 24, 7; Пс. 33, 8; 90, 11), то для совершения казни (2 Цар. 24, 16), то для откровения будущих судеб народа Божия (Дан. 8,16; 9, 21; 10,13). Ангелам приписывается в Ветхом Завете и управление народами. «Когда Вышний давал уделы народам, – говорит Бытописатель, – и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу ангелов Божиих» (Втор. 32, 8; ср. Дан. 10, 21).
Что касается новозаветного откровения, то действительность бытия ангелов подтверждается здесь как повествованиями о многократных их явлениях, сопровождающих все важные события в жизни Спасителя и имевших место в истории апостолов, так и многочисленными упоминаниями о них в речах Христа и апостолов. Как на особенно замечательное место здесь можно указать на 13 главу Евангелия от. Матфея, стих 39, где Спаситель, изъясняя ученикам образ жателей, выводимых в притче о плевелах, говорит, что под ними разумеются Ангелы.
Природа Ангелов
По природе Ангелы суть сотворенные чистые духи, ограниченные. Указание на творение древняя Церковь находила в первых словах Бытописателя: «В начале сотвори Бог небо». Яснее высказана мысль о творении Ангелов в Ветхом Завете в словах Ездры. «Ты сотворил еси небо и небо небесе и вся вой их» (Неем. 9, 6), и, наконец, со всею решительностью в Новом Завете у апостола Павла (Кол. 1, 16).
Вопрос о духовности Ангелов представляет труднейшую проблему ангелологии. Как бестелесные, ангелы не могут занимать определенного места в пространстве, но по учению Откровения они не обладают в то же время и вездесущием, а могут пребывать в данный момент времени в одном лишь определенном месте, переноситься с одного места на другое и, действуя в одном пункте, не могут действовать одновременно и в другом.