Размер шрифта
-
+

Творческие профессии для людей с инвалидностью - стр. 6

Интерес общества к изделиям наших мастерских

В работах наших учеников есть непосредственное, живое, трепещущее начало. Люди это чувствуют и ценят. Наша задача – сохранить и развить способности наших учеников, а не подавить их неосторожным, чуждым их индивидуальности обучением.

Работы наших учеников неакадемичны, их рисунки во многом похожи на детские. Искусствовед К.Г. Богемская (см. примечание на с. 13), ссылаясь на книгу Мишеля Тевоза «Арт-брют», объясняет это сходство тем, что и дети, и аутсайдеры исходят не из других произведений искусства, а изобретают язык для собственного пользования. Рисунки аутсайдеров и наивных художников, выполненные как бы в детской манере, отличаются от рисунков детей, по мнению К.Г. Богемской, тем, что отражают внутренний опыт взрослого человека.

Поскольку в наше время ценность наивного искусства признается обществом, в современном дизайне появилась тенденция использовать язык якобы наивного искусства. Но это всего лишь имитация, и зритель это чувствует. В наших мастерских нет установки на наивное творчество, главное для нас – любыми средствами сделать доступным воплощение замысла. Именно это дает ощущение непосредственности и свежести восприятия.

Участие в выставках и продажа работ мастерских

В наших мастерских не только учатся, но почти с самого начала участвуют в изготовлении изделий, выполнении заказов. Для наших учеников это важно, так как до прихода к нам у многих из них не было представления о том, что они смогут получить профессию и делать что-то нужное людям.

Роль педагогов в мастерской

Педагоги в мастерских – это люди, знающие особенности наших учеников и помогающие им осваивать профессии. Многие имеют опыт лечебно-педагогической работы с особыми детьми и подростками в Центре лечебной педагогики или проходили там стажировку. В мастерских работают несколько профессиональных психологов, однако в этой брошюре мы договорились и психологов, и лечебных педагогов называть просто педагогами, так как их роль не сильно различается.

В каждой мастерской есть ответственный педагог[4]. Его основная задача – отвечать за коллектив учеников. Кроме того, если учеников в мастерской много, там может работать и еще один педагог. Педагоги помогают мастеру найти подход к каждому из учеников, а ученикам – строить отношения, разрешать конфликты. Если ученику нужно индивидуальное сопровождение, педагог подбирает ему помощника. Хотя мастер руководит мастерской, на первом этапе обучения он сильно нуждается в педагогической помощи.

Педагогические принципы

Страница 6