Творческие профессии для людей с инвалидностью - стр. 3
Почему выбрана модель ремесленной мастерской?
Веками и в Европе, и в России существовала традиционно сложившаяся, отработанная схема устройства художественных и прикладных мастерских, ремесленных цехов. Во главе мастерской стоит мастер – художник, разработчик художественного стиля. Подмастерья – начинающие профессионалы, перенимающие опыт у мастера, овладевающие технологиями ремесла. Они участвуют в разработке изделий. Им доверяют технологические процессы, усложняющиеся по мере обучения. Ученики находятся на первой ступени обучения. Они выполняют самые простые задачи.
По такому принципу строится и работа наших мастерских. Мастер разрабатывает простые, легковыполнимые технологические процессы, подбирает их в соответствии с наклонностями и возможностями каждого ученика. Другая задача мастера – художественный отбор и эстетическое представление того, что делают ученики. Например, художник отбирает рисунки учеников и располагает их на ткани так, что получается красивый платок. Часто в мастерской не один, а два или три художника, объединенные общим стилистическим направлением. Художник, который меньше вовлечен в процесс обучения, создает собственные работы и разрабатывает для мастерской новые идеи. Многим нашим ученикам нужны помощники. Эту роль выполняют педагоги, которые параллельно получают основные технологические знания. Их можно считать подмастерьями, у которых есть дополнительные педагогические и психологические задачи. Педагоги помогают каждому найти свое место в мастерской, стараются создать такую среду, где каждый ответственно относится к своей работе и помогает другим[3].
Мастерская – это своеобразное творческое содружество. В нем, как и в средневековых ремесленных мастерских, нет четкого разделения труда, разделены только зоны ответственности. Никто не может заниматься только творчеством или только технической работой. Художнику приходится иногда пересчитывать изделия и разрешать конфликты, а педагог умеет делать блокноты или загружать печку. Ученики не только учатся техническим операциям, но под руководством мастеров постепенно вырабатывают свой индивидуальный художественный стиль.
Особенности профессионального обучения в наших мастерских
Наша программа обучения возникала опытным путем, в результате проб и ошибок. Мы пытались следовать академическому пути обучения, но увидели, что он не подходит нашим ученикам. Вот принципы обучения, к которым мы пришли:
1. Все обучение, в том числе общее и художественное образование, подчинено овладению конкретной профессией.