Размер шрифта
-
+

Творческие профессии для людей с инвалидностью - стр. 2

Педагог (1–2 человека)

– отвечает за учеников, находит каждому место, соответствующее его интересам и возможностям;

– составляет расписание занятий;

– вместе с художниками составляет индивидуальную программу каждого ученика, обсуждает его успехи, проблемы и способы их решения;

– организует индивидуальное сопровождение для некоторых учеников;

– проводит родительские собрания и обсуждает с родителями возникающие вопросы.

Технолог и другие технические работники (1–2 человека в зависимости от особенностей ремесла)

– отвечает за работу оборудования;

– отвечает за налаживание сложных технологических процессов.

Менеджер (1 человек)

– организует покупку оборудования и материалов;

– находит заказы для мастерской;

– реализует изделия мастерских.

Ученики (6-12 человек)

– учатся ремеслу, причем каждый ученик должен научиться самостоятельно выполнять хотя бы некоторые виды работы.

Волонтеры (1–2 человека)

– помогают мастеру (тогда мастер определяет им задание) или помогают педагогу (тогда педагог определяет им задание).

Почему мы обучаем особых подростков художественным специальностям?

Казалось бы, для людей, которым трудно учиться, нужно выбирать самые простые профессии. Тот, кто не может сдать экзамены в институт, может пойти в техникум или в училище. По специальностям, которыми мы занимаемся – полиграфия, текстиль, керамика, работа с деревом, – в Москве есть возможность получить и высшее, и среднее образование. Есть даже училище для выпускников вспомогательных школ, готовящее швей-мотористок. Если следовать этой логике, мы должны были бы еще упростить программу и обучать наших учеников выполнению самых простых операций. Так и принято делать на Западе. Там особых молодых людей обучают простейшим профессиям, и потом они сортируют бутылки по ящикам в супермаркете или складывают полотенца в прачечной. В такой профессиональной подготовке есть важное достоинство – она не отделяет человека от социума.

Мы попробовали создать другой путь образования для особых подростков и молодых людей и считаем, что он тоже имеет право на существование.

Отчасти это связано с историей наших мастерских. Они возникли в Центре лечебной педагогики. Наши ученики воспитаны на разных занятиях ручной деятельностью. Художники и педагоги увидели, что эти

занятия можно продолжать, что у ребят есть большой потенциал, и стали учить их более серьезно.

Мы видим: несмотря на трудности обучения, нашим ученикам свойственны и полезны занятия творчеством. Соприкосновение с искусством помогает человеку открыть для себя мир, оздоровляет его психическую сферу. Искусствовед К.Г. Богемская пишет: «Занятие творчеством для большинства наивных художников является средством сохранения собственной личности»

Страница 2