Творческие профессии для людей с инвалидностью - стр. 13
Моя задача не в только в том, чтобы чему-то научить, а в том, чтобы понять замысел, подключиться к идее, помочь ее реализовать. То есть на основе интересов, предпочтений и даже стереотипов довести работу до художественного уровня.
Есть ученики более творчески активные, есть более склонные к технической работе. Некоторые любят делать то, что уже умеют, другие хотят учиться новому. Я не уверена, что каждого нужно «раскачивать», чтобы пробудить творческий импульс. Очень полезно, если в мастерской есть люди, хорошо овладевшие техническими навыками. Общая художественная направленность способствует развитию творческих способностей, так что рано или поздно они проявляются у каждого.
В мастерской каждый выполняет часть общей работы, и процесс обучения не выходит на первый план. Но мы видим, что ребята приобретают всё новые навыки, учатся анализировать свои и чужие работы, замечать ошибки, формировать свое мнение. Мастерская работает и развивается как единый организм, где все учатся друг у друга, в том числе и преподаватели, а рабочее время – это просто кусочек жизни, прожитый вместе.
Выбор стиля
Когда стало понятно, что надо уходить от традиционных подходов в преподавании, я не знала, в какую сторону двигаться. Склонности учеников постепенно вывели нас к работе в стиле современного концептуального искусства, когда текст органично включен в рисунок. Однажды Коля Ф. написал на вазе свое необычное высказывание[6]. Мы долго сомневались, нужно ли сохранять эту работу, но все-таки обожгли ее. Это было слишком непривычно и не соответствовало общепринятому мнению специалистов о том, чем полезно заниматься с такими подростками. Но поддержка и интерес других художников помогли нам двигаться дальше в этом направлении.
Мы стали использовать в работах литературные тексты. Нам очень помогли стихи известного современного поэта Германа Лукомникова. Эти стихи поражают своей образностью и лаконичностью и при этом очень просты для понимания. Мы пригласили автора в гости, устроили его поэтический вечер, который доставил всем большое удовольствие. На многих наших вазах и чашках использованы стихи Лукомникова.
Работа над формированием и воплощением замысла
Главная задача при обучении – дать возможность ученикам воплотить их замысел. Для этого сначала нужно, чтобы замысел сформировался. Это происходит у всех по-разному. У некоторых изначально нет проблем с замыслом, а другие испытывают в этом большие трудности. Кому-то достаточно подбросить несколько идей, другим нужно долго листать иллюстрации, вспоминать случаи из жизни. Не всегда удается найти собственный замысел, тогда можно взять в качестве образца готовое изделие, или его фотографию, или репродукцию картины.