Размер шрифта
-
+

Творческие профессии для людей с инвалидностью - стр. 15

Но я понимала, что если он будет изображать талию, то индивидуальность и удивительная монументальность его работ потеряется. Я так и не смогла понять, нравятся ли Володе его рисунки, моя реакция на них ему была безразлична. Одно стало ясно: нужно найти способ, при котором работа делается быстро, в основе должен быть рисунок, а руки при этом не должны пачкаться. Такой способ есть: раскатывается пласт глины, закрашивается ровным слоем ангоба или шликера и палочкой процарапывается рисунок. Казалось, способ найден и кое-какие результаты достигнуты, но нельзя сказать, что дело сильно изменилось в лучшую сторону. Володя все равно тяжело переносил присутствие людей, быстро уставал, практически совсем не участвовал в происходящем.

Примерно через год, когда Володя привык к обстановке и чувствовал себя более спокойно, он начал проявлять интерес к работе, настаивать на своих, на первый взгляд нелепых, но при этом художественно интересных идеях. В аппликациях он вдруг настаивал, что яйцо в натюрморте должно лежать на горлышке графина, а не рядом с ним. При его тенденции к обобщению и упрощению формы кленовый лист изображался в виде квадрата…

Роспись керамическими красками была при этом однообразна, скучна, в основном любые изделия закрашивались вертикальными полосами двух цветов. Однажды я дала Володе колокольчик и спросила, что бы он хотел на нем нарисовать. Он не отвечал, а продолжал повторять одни и те же фразы. Я предложила ему написать одну из них на колокольчике. Он удивился и написал карандашом: «да, конечно, да, Жорж, Вова». Я обвела это подглазурной краской. Появилась серия колокольчиков с надписями: «Невозможно прожить без печали», «Я старичок, у меня всё болит», «С кем ты был на курорте?» и вазы «Ниночка приедет», «Спасибо тебе, хороший ты человек». С этого момента, мне кажется, у Володи начал проявляться интерес к работе. На выставке, где у Володи был свой стенд, всем стало понятно, что он очень интересный автор.

У Володи очень долго не было собственных замыслов. По-видимому, он вообще не имел опыта воплощения в действиях каких-то своих мыслей и представлений. С ним много лет занимались обучением полезным

навыкам, и он в результате умеет сам делать всё что нужно: одеваться, завязывать шнурки, определять время по часам, звонить по телефону… Однако почти всегда он выполняет это не по своему желанию, а по указанию кого-то другого. Совершенно отдельно от практических действий существует у Володи мир его мыслей и представлений. Он думает о чем-то, часто повторяет одни и те же фразы, не связанные с происходящим. Предложение написать одну из них на колокольчике было для Володи неожиданным шагом, соединившим его внутренний мир с действием, с созданием какого-то изделия.

Страница 15