Размер шрифта
-
+

Труды Барнаульской духовной семинарии. Выпуск 7. Богословие. История. Культура - стр. 2

Однако с течением времен данная практика умалялась вследствие того, что христианство становилось государственной религией, и подавляющее большинство населения Римской империи крестилось. Институт оглашения и тайноводства постепенно стал фактом истории.

Вместе с процессом обмирщения учения о Таинствах происходила и секуляризация изучения богословия. Сначала теология становится университетской наукой на католическом западе, постепенно обретая черты схоластического учения, оторванного от живого опыта святости. Затем эти черты стали проявляться и в нашей системе изучения богословия. Сейчас мы часто рассматриваем XIX век как золотой в нашем богословском образовании. Но в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов свидетельствовал о неутешительном положении нашей богословской школы: «Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия… Случись с этим богословом какая напасть, и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической» [7, с. 20].

Конечно, достоверное изучение данных процессов потребовало бы отдельного исследования, но, без сомнения, такая ситуация обусловлена и ослаблением процесса тайноводства в церкви – формальным и поверхностным отношением к христианским Таинствам.

Сегодняшний этап истории Церкви, напротив, характеризуется не только общественным запросом на катехизацию, но и заботой нашего священноначалия о том, чтобы время возрождения церковной жизни было и временем возрождения подлинной катехизации и тайноводства. Именно эту задачу имеют учреждение при храмах должности катехизаторов и миссионеров, а также открытие при духовных семинариях школ, готовящих церковных специалистов по данным направлениям. Особое значение в этой связи имеет документ «Об участии верных в евхаристии» [5], принятый Архиерейским совещанием 2015 года. Он имеет действительно тайноводственный характер.

Итак, внимание к описанным аспектам возрождения жизни нашей Церкви с необходимостью должно занимать первостепенное место и в стенах семинарских храмов: ведь семинаристы – будущие пастыри Церкви, и именно пресвитеру предназначен путь «служителя Христова и домостроителя таин Божиих» (1Кор. 4, 1).

Реалии наших дней, однако, таковы, что подчас не все поступающие в духовные семинарии имеют возможность приобрести истинное понимание Таинств на своих приходах. Поэтому нам необходимо с первых дней, которые воспитанник проводит в стенах семинарии, не просто давать ему сумму богословских знаний, но и способствовать его нравственному возрастанию, созидать личный опыт каждого семинариста в принятии Таинств Церкви, прежде всего в Евхаристии. При этом мы считаем важным отметить, что подлинное тайноводство – это не просто теоретическое учение о таинствах, не только изучение сакраментологии, как науки, не только приобретение практического опыта в ходе богослужебной практики, но и, практический опыт духовного возрастания в условиях евхаристической общины семинарского храма.

Страница 2