Триединство дуализма Мира. Духовное эссе - стр. 7
Позже Инь и Ян стали рассматриваться как «силы» или «энергии», или как материальные взаимодополняющие явления (стороны) предметного мира, в связи с чем любое явление, любое существо и каждое из его состояний можно отнести к двум противоположным формам – Инь или Ян. Всё то, что можно отнести к сильному, горячему, твёрдому, тяжёлому, высокому, блестящему, а также те или иные весомые признаки – это Ян, а все противоположное – Инь.
Так, деятельность и покой, свет и тьма, возбуждение и торможение, неосязаемость и телесность и многие другие пары взаимопротивоположных явлений, предметов и свойств могут быть восприняты с позиции концепции Инь – Ян как единство и борьба двух противоположностей, или «полярных сил» – Ян (активная сила) и Инь (пассивная сила). При этом ни Ян, ни Инь не могут существовать изолированно друг от друга.
С помощью концепции Инь-Ян можно выразить противоположные стороны явления. Например, летом царит жара (Ян), после летнего солнцеворота постепенно начинает преобладать погода Инь, которая борется с жарой (Ян) и ограничивает её; зима является вершиной холода (Инь), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается погода Ян, ограничивая Инь зимы.
В классическом китайском медицинском трактате «Лей-цзин фу-и», относящемся к периоду династии Мин (1368—1644), говорится, что состояние повышенной активности следует регулировать покоем; если Ян достигло кульминационного пункта, его следует преодолевать с помощью Инь. В этом находит выражение взаимный контроль покоя и движения, т. е. Инь и Ян.
Одно из основных положений концепции Инь – Ян заключается в том, что Инь и Ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одна сторона преобладает, возникает недостаток другой стороны и, наоборот, при ослаблении одной стороны наступает чрезмерное усиление другой. Без этой борьбы невозможен необходимый контроль противоположностей. В книге «Су-вэнь» написано, что Инь борется внутри, а Ян вызывает волнение снаружи (то есть указывается на то, что Инь ведает внутренней средой, а Ян – внешними проявлениями).
В этой же книге написано, что когда Инь и Ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, возникают явления пустоты и заполнения; при этом Инь и Ян «сменяют друг друга» (т. е. оба противоположных начала никогда не остаются без взаимодействия и противоречий, более того, они противоборствуют и вытесняют друг друга). Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между Инь и Ян, являются движущей силой изменения и развития вещей.