Размер шрифта
-
+

Триединство дуализма Мира. Духовное эссе - стр. 9

В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление переходит известные границы, может нарушиться состояние равновесия – возникает избыток Инь или Ян, что ведёт к возникновению различных патологических процессов.

Обе стороны отношений между Инь и Ян могут претерпевать развитие, которое выражается в их превращении в собственную противоположность. Так, Инь может превратиться в Ян, а Ян – в Инь, и если процессы сокращения и увеличения Инь и Ян состоят в количественных изменениях, процесс превращения Инь и Ян (и наоборот) представляет собой изменение качества.

В книге «Су-вэнь» говорится: «Когда Инь достигает максимума, он превращается в Ян… Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод». Однако Инь не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества Ян, а Ян не может подвергнуться превращению без Инь, т. е. условием того, что превращение вообще может произойти, является наличие определенного количества противоположного начала.

Концепция Инь – Ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. При этом исходили из следующих положений. В основе жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное соотношение Инь и Ян, полная «гармония» их проявления.

Нарушение этого равновесия ведёт к патологии, выражаясь (в общем виде) либо в преобладании Ян или Инь, либо в ослаблении Ян или Инь. В целом, любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к Ян-состояниям, а недостаточность – к Инь-состояниям (например, жар – это Ян-состояние, а озноб – Инь-состояние).

Исходя из принципа равновесия Инь и Ян главной задачей лечения являлось восстановление нарушенного баланса Инь – Ян, обеспечение «гармонии» (что, по современным представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма), чему древние восточные медики придавали основное значение.

Согласно китайской традиции первичные начала Инь и Ян рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое Инь, сильное и слабое Ян), то есть каждое из этих начал также делится на две вторичных формы, и в результате, мы получаем четыре стихии: огонь (ян+), воздух (ян-), воду (инь-) и землю (инь+).

Как известно, астрологическим символом Земли является круг с крестом внутри, поэтому «несение креста» является символом нашей земной жизни, а круг вокруг креста является символом объединения всех стихий в одно целое, то есть нейтральным началом (дэн), или пятой стихией (у китайцев – дерево, у греков – эфир, в одной из школ индуизма – акаша).

Страница 9