Размер шрифта
-
+

Третий вызов официозу: Этнология мира. История культур и цивилизаций. Книга 1 - стр. 65

Тиа́мат/Тиа-Мат – букв. «мать богов», женское олицетворение первобытного океана-хаоса солёных вод, из которого родилось всё (в т. ч. и боги) в «шумеро-вавилонской» мифологии. Согласно «шумеро-аккадскому» космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Абзу, тем самым дав начало миру. Поэма «Энума элиш» названа так по первым словам: «когда наверху» не существовало небес, и не существовало земли внизу, существовали только пресноводный океан Апсу «первый, лучший», и солёный океан Тиамат «та, что родила всех» и «все мешались в её водах». В Месопотамии считалось, что женские божества были старше мужских, и Тиамат была частью культа, обожествляющего созидающую силу воды. Тиамат предположительно изображалась в виде дракона или гидры с семью головами, в тексте «Энума элиш» упоминается как женщина; народившиеся боги вступили с ней в борьбу, а убивший её Мардук из её тела создаёт небо и землю. Т. к. при написании слова «Тиамат» в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIR, означающий «божество», Тиамат следует считать скорее природным элементом или стихией, чем богиней.

6. Абзу́ (аккад. Апсу́) или месоп. Эн-Гурра – в «шумеро-аккадской» мифологии – мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю. «Молодое поколение» богов раздражает Апсу, супруга Тиамат, своим поведением, и он вместе с Мумму хочет уничтожить их. Но бог Энки усыпляет и убивает Абзу, и затем возводит над ним жилище «Абзу», где зачинает Мардука.

7. Из-за убийства Абзу случилась война богов с Тиамат (аналог мифа о титаномахии в др.-греч. мифологии).

Один из главных месоп. богов – Энки (ассоциирующийся с аккад. Эа/Хайа, аналог арм. Хайка), бог мудрости, подземных вод (пресных) и подземного мира, культурных изобретений, создатель р. Тигр, брат Эн-Лиля, пришёл из «далеких вод» Абзу. Изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом (подобно Олокуну и Дагону) и светильником. Само имя Энки значит «Господин Земли», «Владыка Низа», однако, на самом деле восходит к инд. «наг» – змей.

В мифах Энки-Эа действует как главное божество-демиург (творец мира, богов и людей), носитель культуры, божество плодородия, создатель человечества. Обычно в сказаниях подчёркивается его доброта, но также и хитрость, капризность. Он часто изображается пьяным. Несмотря на то, что он является олицетворением мудрости, богине Ин-Анне удаётся его обхитрить (миф об Ин-Анне и похищении т. н. «мэ» – кодекса социальных, этических, культурных, правовых и ритуальных законов, созданных богами).

Сын Энки-Эа Мардук (букв. «светлый дух») разделил Тиамат на 3 части, породив мир, и стал верховным богом Вавилона. В мифической «Абзу» хранились божественные «мэ» и работали помощники Энки мудрецы Абгаллу. В мифе «Энки и Нин-Мах» Энки поручает своей супруге, богине-матери Нин-Мах (или Ки; аналог Эреш-Ки-Галь; отсюда др.-греч. Гея и индуист. Маха-Кали – авт.), вылепить из глины, «

Страница 65