Размер шрифта
-
+

Третий вызов официозу: Этнология мира. История культур и цивилизаций. Книга 1 - стр. 30

Мировое древо

Параллельно с образом «мировой горы» возник и образ «мирового древа» (послуживший возникновению культа определенных священных деревьев, получивших этнические названия), кроной (в которой селится гигантская птица, ведающая судьбами) упирающегося в небо, а корнями уходящих в подземный мир, где их гложет низверженный дракон. От подножия мирового древа берут начало священные источники – иные образы «небесных» рек. Наиболее характерно это отражено в «Эдде», как и создание мира из тела великана Имира (близкого именем к названию «мировой горы» Меру).

И чтобы совсем уже не осталось сомнений в связях между финно-уграми, индо-ариями и индо-иранцами, следует привести нек. характерные слова, имеющие хождение в этих регионах: вот, ват (хант.), вата (иран.) – ветер; джрайас (др.-инд.), зрайа (иран.), сарас (финн.), сарис (манс.), зарез (удмурт.) – море. Можно также привести параллели в культуре индо-иранцев и культур Урала и европ. Севера: аналогичные южным образам звероподобные птицы и фантастические крылатые хищники Ананьинской археологической культуры Прикамья 7—3 вв. до н. э., почитание числа «7», столь характерное ля древ. Б. Востока, в более поздней Пьяноборской культуре, характерное также для совр. хантов, живущих рядом с этим регионом, тот же образ Крылатого Небесного Карса, бытующий у хантов и манси (т. е. с Высокой Хары), общие мифол. черты у северных селькупов (чумыль-куп, известных также как чомылы, самал) и древ. шумеров. Всё это – свидетельства того, что и финно-угор., и самод. народы в древности жили на благодатном юге, откуда принесли синкретическую культуру, возникшую из местной, с наложившейся на неё арий. культурой северян. Южный шаманизм, в частности, достаточно хорошо просматривается в архаических образах инд. и иран. божеств, например, того же пляшущего Шивы. Именно на основе шаманизма, берущего свои корни из Сибири, прародины ариев, в своё время возникло жречество как каста, класс, создавшее впоследствии политеистическую культовую систему, приспособленную для классовых многонациональных царств и империй. С момента своего возникновения жречество уже было обречено на деградацию, отход от слияния с природой, утрату естественно-научных знаний широким кругом населения, что наиболее ярко проявилось в загнивающих формах религии вообще – т. н. нео-языческих мировых религиях – иудаизме, христианстве, исламе.

Следует остановиться на нек. существенных моментах, касающихся вопроса появления мифов и их трактовки, этнической среды их формирования.

Так, например, бог Бел/Баал/Ваал в инд. мифологии – это Бали/Балу, царь из рода асуров. В его стране все люди были счастливы. По этой причине боги стали опасаться, что никто не будет им верить и приносить жертвы, и решили погубить Бали. Вишну, зная щедрость и великодушие Бали, от которого ни один проситель не уходил неудовлетворённым, обратился в карлика и попросил у него столько земли, сколько он сможет покрыть за три шага. Бали согласился, и тогда Вишну, обретя свой подлинный облик, перешагнул за два шага небо и землю, а на третьем – опустил ногу на голову Бали и низверг его в подземный мир.

Страница 30