Травы-лекари, растения-колдуны. 100 рецептов, доступных каждому - стр. 7
На рубеже веков
В 1492 году Христофором Колумбом был открыт новый материк, в 1498 году Васко да Гама обогнул мыс Доброй Надежды. Путешествия к новым берегам открыли огромный запас новых, невиданных до этого растений. Это произошло между XV и XVI веками. Наиболее приближенными к царству новых растений оказались три человека: немецкий ботаник и фармацевт Валериус Кордус, голландский ботаник Каролус Клузиус и испанский врач Николаус Монардес. Познее этих трех ученых назовут «отцами фармации» за их работы, которые станут быстро известны благодаря изобретенным способам книгопечатания и гравюрам по дереву.
С изобретением Иоганном Гуттенбергом печатного станка и повсеместным распространением книгопечатания травников стало появляться все больше. Самой знаменитой работой стал травник Леонарда Фукса (Leonard Fuks, годы жизни 1501–1566), немецкого ученого, врача и «отца» современной ботаники. Его работа «История и описание растений» («De historia stirpium commentarii insignes»), оконченная в 1542 году и изданная в Базеле, стала основой основ в истории естествознания. Книга представляет собой описание почти 400 видов растений в алфавитном порядке с иллюстрациями и включает в себя словарь терминов по ботанике. «История» стала методическим пособием по правильному сбору и подготовке лекарственных растений. Благодаря этой книге Леонард Фукс получил титул «отца» травологии и обессмертил свое имя, увековеченное в названии незадолго до этого привезенного из Мексики нового цветка – фуксии.
Кроме Фукса, свои книги-травники издавали теолог и фармацевт Иероним Бок, придворный доктор императора Фердинанда I Петрус Маттиолус, немецкий богослов и ботаник Отто Брунфельс. Они часто переписывали труды античных авторов – Плиния, Галена, Гиппократа, Диоскорида, – но и сами вносили немалый вклад в развитие травничества.
Фармация в Реформации
«Ведьма!»
Мощное религиозное движение, которое означало перемены для церкви в целом, открыло и новую страницу в преследовании людей, имеющих отношение к травничеству. Лозунг «женщины – источник первородного греха» звучал из-за каждого угла. Связь женщин с дьяволом стала неоспоримой, обвинения в колдовстве – повсеместными. Из-за того, что в своей лечебной практике ведуньи раньше постоянно прибегали к лекарственным травам, церковной анафеме подверглись и травы, а также и те, кто прибегал к их помощи. Целебные растения были объявлены дьявольскими, домашнее выращивание даже самых безобидных растений стало опасным. Обычный, простой люд, по мнению свирепствующих церковников, мог получить знания о действии растений только от дьявола, а значит, и всех сведущих в растительном «колдовстве» следовало немедля изничтожить.