Травы-лекари, растения-колдуны. 100 рецептов, доступных каждому - стр. 6
«Конопля растет, когда воздух не слишком горяч и не слишком холоден, и такова же ее природа, а ее семена содержат целебную силу, и здоровому человеку надлежит есть их в цельном виде, и они легки и полезны для желудка, ибо изгоняют из него слизь, и они легко перевариваются и уменьшают количество дурных жидкостей и усиливают благотворные жидкости. Но если коноплю будет есть человек с нездоровой головой и пустым мозгом, у него будет болеть голова. Тому же, чья голова здорова и мозг полон, она не причинит вреда. У того, кто тяжело болен, она вызовет боли в желудке. Тому же, кто умеренно болен, она не причинит вреда. Но тот, у кого простужен желудок, пусть выварит коноплю в воде и, отжав, завернет ее в тряпицу. И пусть положит на свой желудок, пока она не остыла, и это укрепит его и вернет ему здоровое состояние… Конопляный холст полезен для перевязывания язв и ран, ибо тепло в нем умеренное».
Вскоре к Хильдегард стали относиться как к святой, а ее познания в медицинской сфере намного опередили современников.
Мужская сторона медали
Несмотря на заслуги женщин-врачей, в средневековом обществе упрямо формировался образ мужчины-целителя. Но люди по-прежнему искали спасения от недугов у знахарок и целительниц. Причина тому была проста – доктора стоили дорого, и лечение не всегда приносило результат (ведь доктора в то время чаще просто ставили диагнозы и составляли рецепты по астрологическим таблицам). Поэтому и мужчины, и особенно женщины часто обращались к ведуньям, ведь те знали своих пациентов, их болезни, знали, как изготовить лекарство, как принять роды, были сведущи в противозачаточных и приворотных средствах.
Однако время бросило тень на светлую профессию помощниц в борьбе с недугами: посторонним наблюдателям показалось, что женщины живут гораздо дольше мужчин и гораздо легче противостоят черным событиям (чума и другие эпидемии, тяжелые погодные условия, низкий уровень гигиены, неурожаи). Стали громче голоса, возвещающие о связи женщин с магическими силами, о ереси и опасности, которую несет в дома женский род. И, как результат, женщинам запрещают прикасаться к травам и заниматься травологией.
Многие из работ раннего времени были бы потеряны, если бы медицинские рукописи и фармакологические труды не были бы переписаны в монастырях для своих библиотек. В этой работе особенно преуспел монах-бенедиктинец из аббатства Монтекассино, расположенного в Италии, в 120 километрах к югу от Рима. Исследование целебных растений продолжила высшая школа Салерно – знаменитейшее заведение, которое готовило профессиональных врачей. «Князь врачей» Ибн Сина, более известный, как Авиценна, – автор самых ценных трактатов по медицине и ботанике, которые привлекают внимание историков и медиков до сих пор. К таким работам относятся «Канон врачебной науки», «Лекарственные средства», «Трактат о уксусомеде», «Трактат о цикории». По легенде, Авиценна изобрел средство бессмертия, для которого он приготовил сорок различных снадобий и описал своему самому способному и верному ученику правила их использования. После смерти великого врача его ученик приступил к воскрешению учителя и с изумлением наблюдал, как с каждым сосудом и с каждым снадобьем розовеют щеки и разглаживается кожа старика. Оставалось использовать содержимое последнего сосуда, чтобы Авиценна ожил. Но ученик был настолько ошеломлен изменениями в облике учителя, что выронил последний сосуд, все лекарство впиталось в землю, а через пару мгновений перед ним снова лежало дряхлое мертвое тело учителя.